Консультации для родителей

 

 

 

Консультация №1 

Учимся плавать в ванной

Плавание разносторонне и гармонически развивает все группы мышц, формирует правильную осанку, положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную системы организма.

Это известно всем, и в то же время в стране в результате несчастных случаев на воде ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25 % детей.

Основной причиной этих трагедий является неумение плавать и не соблюдение мер безопасности на воде. Поэтому обязанность каждого родителя – научить своих детей плавать.

Приступайте к обучению немедленно!

Учиться плавать можно и в море, и в озере, и в пруду, и в бассейне, и даже в обычной ванне.

Методика обучения плаванию детей в домашних ванных.

Она проста, эффективна и доступна, дает шанс каждому ребенку научиться плавать.

Плавание поднимает настроение, закаливает организм, укрепляет веру в себя.Многие тренеры и инструкторы по плаванию сталкиваются с тем, что  ребенок не решается первый раз войти в бассейн.Есть дети, панически боящиеся воды, тем более, если знакомство с ней происходит вне дома, в присутствии чужих людей.

Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей.

Ребенок выполняет упражнение в небольшом объеме воды, в знакомой обстановке, в присутствии родных для него людей, с любимыми игрушками.

Это прекрасная психологическая защита при его знакомстве с водой и удобные комфортные условия для обучения.

Упражнение первое

Опыт обучения детей в домашних ванных показывает, что после нескольких занятий дети успешно осваиваются в водной среде, могут выполнять различные упражнения, удерживать себя на воде, проплывать первые метры как в бассейне, так и в открытом водоеме.

Я расскажу, как организовать и провести эти веселые и интересные занятия. Для этого перед каждым новым занятием покажите ребенку рисунки к упражнениям, назовите их и объясните, как правильно их выполнять.

Начало.

Загадайте ребенку загадку:

Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате? (Ванна).

Предложите ребенку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо любимой игрушке, затем себе.

Умывание

Прочитайте во время этого занятия веселое стихотворение Эммы Мошковской «Нос, умойся».

Кран откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши.

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь смывайся!

Затем покажите ребенку , как поливать голову водой и брызгать себе в лицо (делать дождик).

Привыкаем к воде в душе

Предложите ребенку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая ручками лицо. Скажите, что капельки ласково гладят его по щечкам.

Выучите «Олешкину кричалку» Владимира Левина.

Лейся, лейся, дождик!

Я не сахар! ,

Я хочу расти, расти!

Я не коржик!

Не боюсь я сырости!

Предложите малышу, когда идет «дождик», сесть и затем лечь на грудь в полупустой ванне.

Опускаем подбородок в воду

Предложите ребенку спрятать плечи под воду. Положите на воду небольшую легкую игрушку (шарик, рыбку, пустой флакон из под крема). Малышу необходимо встать так, чтобы его подбородок касался поверхности воды. Попросите его сильно подуть в сторону игрушки.

дуем на игрушку в воде

Не забудьте подсказать ему, что при выдохе губы должны быть в виде «трубочки». Дуть нужно до тех пор, пока в легких не останется воздуха.

Выучите с ребенком отрывок стихотворения А.С.Пушкина:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Погружение с головой

 

Погружение с головой в воду совершается с задержкой дыхания на вдохе. Необходимо объяснить ребенку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки, крабики и Спанч Боб. Человек под водой дышать не может. Если он попробует это сделать в воде, то она – вода попадет ему в нос и в рот, придется ее выплевывать. Поэтому, перед погружением в воду с головой, надо научить ребенка, сделав вдох, плотно закрывать рот и задерживать дыхание (потренируйтесь на суше).

Когда упражнение освоено, попросите малыша, сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо.

После не продолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Придержите ему ручки, не давая протирать глаза. Нужно подождать, когда вода стечет с лица. Побуждайте ребенка с каждым разом все дольше находиться под водой, считая сколько секунд он продержался.

Предложите игру «Спрячься от жучка».

Жучок – паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячься под воду.

Помните, что психологически очень важно, чтобы ребенок окунулся в воду совершенно самостоятельно!

Поднимаем игрушки со дна

Поиграйте в искателей морских сокровищ. Опустите в наполненную ванну несколько тонущих разноцветных игрушек. Попросите ребенка достать их со дна, с погружением лица в воду.

Другой вариант игры, предложите погрузить лицо в воду и рассмотреть положение вашей руки в воде (ладонью вверх, вниз, боком) с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев, цвет зажатой в вашей руке игрушки. Вынырнув, ребенок рассказывает о том, что он видел.

Выдох в воду

Далее научите ребенка делать выдох в воду. Сначала предложите ему присесть так, чтобы его губы находились на уровне поверхности воды и попробовать ее вспенить.  Затем, погружаясь до уровня глаз, сделать полный выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всего лица, а потом и головы.

 

Следите, чтобы рот был прикрыт (губки трубочкой), так как дети обычно выдыхают воздух широко открытым ртом, а это ошибка. Когда ребенок научится делать выдох, попросите его сделать 5 – 8, а затем 10 – 12 выдохов подряд.  Старайтесь делать это по несколько раз на каждом занятии.

Движение ногами, плывем кролем

Далее, учимся выполнять движения ногами способом кроль. Ноги попеременно двигаются вверх – вниз, не касаясь дна ванной.

При правильном выполнении движений пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени остаются под водой.

Ногами двигаем спокойно, ритмично, не напрягаясь (за одну секунду – одно движение ногами). Ритм движения можно задавать, хлопая в ладоши.

Указывайте ребенку на ошибки, побуждая его исправлять их.

Не разрешайте ему сильно работать ногами, делая сильные махи ногами. Можно держать свою руку у поверхности воды так, чтобы ноги ребенка ударялись об нее.

Плывем как крокодильчик

Крокодил плывет.

Учим ребенка принимать горизонтальное положение в воде и выпрямлять ноги. Предложите ему встать на четвереньки и, вытянув ноги назад, остаться в опоре на выпрямленных руках. При этом ноги всплывают, пятки должны показаться на поверхности воды.

Жили в долине Нила

Три больших крокодила.

Первый просто большой,

Второй с прекрасной душой,

А третий ну просто милый.

Но всех их зовут Крокодилы.

Если ребенок самостоятельно не может выполнить задание, необходимо помочь ему: взять за нижнюю часть голени и оттянуть назад до полного выпрямления. Немного придержать его в этом положении, иначе ребенок тотчас же вновь подогнет ноги. Далее предложите ему сделать выдохи в воду в этом положении.

Плавучесть, держимся на поверхности воды

А теперь научите ребенка всплывать и лежать на поверхности воды. Покажите, как всплывают и лежат на поверхности воды надувные игрушки.

Расскажите, что если сделать хороший вдох, набрав в легкие побольше воздуха, то наше тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды вытолкнет его вверх и будет поддерживать на поверхности. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале погружается в воду, затем всплывает.

Лежим на спине в воде

Чтобы лечь на спину в воде, необходимо научиться вытягиваться в одну линию не поднимая головы.

Уложите малыша, поддерживая руками его голову и спину.

Если ребенок сгибается, лежа на спине.

Попросите его погрузить уши в воду и поднять живот вверх.

Работаем ногами, кролем на спине

Теперь учим малыша работать ногами кролем на спине. Предложите ребенку лечь на спину, а голову положить на вашу ладонь или держаться руками за край ванны. Пусть поработает ногами вверх – вниз, не касаясь дна .

Если вы видите, что колени поднимаются из воды, поставьте ограничитель своей рукой над поверхностью воды.

Дайте ему возможность повторить упражнение так, чтобы колени не касались руки.

На спине, не держась за край ванны

Следующая задача, научить ребенка лежать на поверхности воды, на спине, не держась за края ванны.

Предложите ему, сделав глубокий вдох, спокойно лечь на спину, руки в стороны или за голову.

Если, при выполнении упражнения, ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх – вниз.

Переворачиваемся в воде

А теперь веселое упражнение. Попросите ребенка сделать вдох и лечь на воду, вытянув руки вдоль тела. Поверните несколько раз «бревнышко» вокруг своей оси.

Движение рук при плавании

Переходим к изучению техники движений рук при плавании кролем на груди. Гребок выполняется прямой рукой, а при «переносе» над  поверхностью воды рука сгибается в локтевом суставе.

Пусть ребенок наклонится над водой так, чтобы плечи оказались в воде, и выполнит имитационные движения одной рукой. Обратите внимание на то, чтобы при имитации гребка малыш выполнял движение рукой до бедра.

Уделите внимание правильному входу руки в воду. Сначала в воду входит кисть, затем предплечье, локоть и только потом плечо. Рука как бы прокалывает поверхность воды за головой на линии плеча. Гребок выполняется прямой рукой под животом до бедра.

Следует сделать по 10 – 30 движений каждой рукой.

Гребем одной рукой

А сейчас попробуем выполнить упражнение, попеременно работая руками, как при плавании кролем на груди, когда одна рука выполняет гребок, а другая проносится над водой.

Пусть ребенок сделает несколько попеременных движений руками на задержанном вдохе, опустив лицо в воду.

Правильный вдох и выдох

Следующее упражнение позволит научиться наиболее сложному элементу техники кроля на груди – правильному дыханию. Пусть ребенок встанет на колени, опусти руки вниз и сделает выдох в воду и вдох с поворотом головы в сторону.

Правильный вдох выполняется только за счет поворота головы в сторону плеча, а выдох в сторону живота. Чтобы ребенку было легче выполнять это задание, стойте с боку, пусть во время вдоха он смотрит на вас. Не разрешайте малышу отрывать щеку от поверхности воды – это ошибка.

Правильный выдох в воду

Теперь научите ребенка согласовывать движения руками с дыханием. Для этого предложите ему сначала делать вдох и выдох во время движения одной рукой. Другая рука вытянута под водой вперед ладонью вниз.

В исходном положении ребенок стоит на коленях, обе руки вытянуты под водой вперед ладонями вниз, лицо опущено в воду (делается задержка дыхания). С началом гребка одной рукой голова поворачивается в сторону для вдоха. Он делается в момент выхода руки (локтя) из воды.

После вдоха голова поворачивается в исходное положение. Как только лицо окажется в воде, начинается постепенный, продолжительный выдох.

Рука в это время проносится над водой, а затем погружается в воду в следующей последовательности: кисть, локоть, плечо.

Пусть ребенок выполнит по 10 упражнений сначала с выдохом и вдохом под правую руку, а затем – под левую.

При согласовании дыхания с движением обеих рук нужно следить, чтобы полный цикл движения другой руки (гребок, пронос по воздуху, вход в воду) выполнялся во время продолжительного выдоха.

Переходим плавать в бассейн

Вот теперь можно переходить на «большую» воду.

На первых занятиях в бассейне или открытом водоеме дети обязательно используют поддерживающие средства: поплавки, нарукавники, плавательные доски, ласты и т.д.

По мере того как возрастает уверенность при выполнении упражнений, а также умение держаться на воде и плавать, перестаем пользоваться поддерживающими средствами.

Все эти упражнения просты и доступны практически каждому ребенку.

При регулярном их выполнении в течение, скажем, месяца малыш совершенно иначе начинает относиться к воде. 

 

Консультация №2

Плавание – здоровье детей. 

      Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему  физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности и опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

      Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах.

      У детей младшего и среднего дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовой перегородки не завершены. Между костями черепа ещё сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Активно развивается позвоночник ребёнка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.

      Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребёнка так же, как и его скелет, несовершенна, Мышцы составляют лишь 20-22% от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идёт развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.

      Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягается и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки.

      При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает рабату сердца. Давление воды на тело ребёнка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого улучшается деятельность всей детской системы кровообращения.

      Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем,  что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому обеспечивается необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

      В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребёнок становится более уравновешенным, лучше контролирует своё поведение и быстрее приспосабливается к  новым видам деятельности в различной обстановке.

      Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребёнка улучшается аппетит.

      В результате регулярных занятий плаванием происходит закаливание, в свою очередь, закаленный ребёнок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

      На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяются упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжения на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляются навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой.

      Значительная морфологическая перестройка мозговых структур у дошкольников сопровождается ещё более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на его психических функциях. Дети начинают стремиться к выполнению ответственных поручений и обязанностей. В их поведении появляются осознанные нравственные мотивы. Впервые ребенок начинает осознавать себя как личность. Он уже может оценить свои поступки и действия окружающих. Дети начинают придавать большое значение оценкам, которые дают поведению взрослые и сверстники; начинают выбирать среди товарищей образцы для подражания и сравнения. В этом возрасте складывается самооценка.

      Произвольность поведения выражается не только во внешних действиях, но и во внутренних процессах – восприятии, внимании, мышлении, воображении. Поднимаются на новую ступень умственные возможности детей: умение рассуждать, последовательно мыслить, делать обоснованные выводы. Развивается образное  мышление и начинается формироваться логическое.

      Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции.

      Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

      Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

 

Консультация №3

Плавание, как средство закаливания и гигиеническое воспитание детей.

Закаливание детей должно быть одним из основных компонентов оздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных организмов, повышении сопротивляемости, снижении чувствительности к низким температурам воздуха и воды.
      Одним из эффективных средств повышения устойчивости к температурным перепадам, лежащим в основе процесса закаливания, являются купание и плавание. Для детей оздоровительная роль плавания и купания особенно велика.

При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами.
Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается.

Врачебный контроль при проведении закаливания детей помимо динамических наблюдений за состоянием здоровья, должен предусматривать обеспечение благоприятных гигиенических условий, в которых осуществляются занятия по плаванию.
Самого пристального внимания при проведении водных процедур, плавания заслуживают дошкольники, отличающиеся повышенной нервной возбудимостью и высокой чувствительностью кожи к воздействию температур воды.

Гигиеническое воспитание.

Уважаемые родители! Вы узнаете о том, какие навыки и умения по гигиеническому воспитанию формируются во время занятий по обучению плаванию.

Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Детей знакомят также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых.

Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.

Гигиеническое воспитание должно быть неотъемлемой частью воспитательно-оздоровительного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения.