Полезная информация

Развитие речи у ребенка 3 – 4 лет: особенности, нормы и задержка

К трем годам разговорные навыки детей совершенствуются. Но у всех они разные: кто-то пытается рассуждать о предметах и явлениях, а кто-то еще пользуется мимикой, жестами и сокращает слова. Поэтому родители должны быть внимательны и не упустить задержку развития речи.

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

  • говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;

  • на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;

  • обобщает — объединяет предметы в группы;

  • знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;

  • устанавливает связь между предметами;

  • применяет союзы, глаголы с приставками.   

Дети недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.

У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного. Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки? Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы. Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей. Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки). Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный). Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается). С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения. Может представлять простые образы.

Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;

  • быстрая, рваная или растянутая речь;

  • непонятная «тарабарщина»;

  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;

  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;

  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);

  • «съедает» окончания слов;

  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;

  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;

  • вообще не говорит полноценных слов;

  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;

  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);

  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);

  • невнимателен, не может сосредоточиться;

  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.