Полезная информация

Май 2022.

Влияние мультфильмов на развитие речи дошкольников.

В настоящее время телевидение разными способами влияет на поведение и развитие ребенка. Молчаливый просмотр мультфильмов отрицательно сказывается на развитии речи дошкольников. Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. Современные мультфильмы в основном стереотипны и не способствуют развитию фантазии, мышления, воображения и творчества,  поэтому речь детей становится скудной, а связная речь очень плохо развивается. Умение говорить правильно, убедительно, точно и кратко — забота каждого из нас. Хорошо развитая речь является одним из средств деятельности человека в обществе. Для каждого ребенка важно научиться ясно и грамотно говорить, развивать навыки общения, излагать свои мысли свободно в  устной и письменной формах.

Наибольший скачок в развитии речи человека происходит в дошкольном возрасте. В возрасте от двух до трех лет ребенок начинает учиться говорить. К пяти годам дети должны владеть основами правильной речевой системы родного языка: верно произносить звуки, иметь соответствующий словарный запас, освоить способы словоизменения, уметь строить развернутые предложения, последовательно излагать свои мысли, пересказывать сказки и небольшие рассказы. На речь ребенка влияет и речь взрослого и та речь, которую он слышит у героев мультфильмов. На сегодняшний день число детей с логопедическими нарушениями очень велико. И одной из причин может быть то, что дети смотрят современные мультфильмы, где много рисованных героев с неестественной мимикой лица. Дети постоянно слышат речь с экрана телевизора и на первый взгляд нарушение в развитии речи из-за просмотра мультфильмов, может показаться не совсем верным. Так как в современных мультфильмах все действия изображены на экране, а характеры, внешность героев, окружающие их предметы - редко или практически не описываются, соответственно и нет предпосылок для формирования словарного запаса, тем самым и становится невозможным развитие связной речи ребенка. В то время как, например, при чтении сказок ребенок слышит слова обозначающие действия - глаголы, описание внешности героя сказки, того или иного события, природы и т.д. Для просмотра детьми идеальными, являются старые советские мультфильмы и сказки. Так как они не штамповались массово, а были штучными.  Каждый кадр продумывался до мелочей и от этого их качество было на высоте. Старые советские мультфильмы вносят в сознание детей положительную информацию.  Такие мультфильмы способствуют развитию связной, грамматически правильной речи. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, развивается интонационная выразительность и тембр речи. На всех детских TV каналах показывают современные, далеко по своему содержанию не «детские» мультфильмы. Дети дошкольного возраста стараются подражать персонажам мультфильмов, используя их слова в своей речи, они считают, что тем самым они становятся «крутыми». Ребенок начинает пересказывать любимые серии, говорит словами «паразитами» героя из этого мультфильма. Употребление таких слов для дошкольников считается нормой, но их использование ведет к обеднению и не сформированности словарного запаса.

Приведем пример произносимой речи во всеми любимом мультфильме «Маша и Медведь». Нет ни взрослых, ни детей, равнодушно относящихся к данному произведению современного мультипликационного искусства. Несмотря на содержательный сюжет, во многих сериях мультфильма «Маша и Медведь» идет нарушение соблюдение правил литературного русского языка. В речи Маши присутствуют глаголы, имена существительные и прилагательные, наречия и местоимения употребляются реже. Причастий и деепричастий нет совсем, так как это слова, сложные для произношения, а сериал предназначен для детей младшего возраста (как раз для тех, кто учится говорить). Глаголы в речи подвижной, активной Маши представлены чаще всего в повелительном наклонении несовершенного вида в форме приглашения, а глаголы совершенного вида представляются более категоричным выражением побуждения, они означают в большей степени приказание, чем просьбу: приступим, делай. Простые предложения, которые использует в речи Маша - односоставные: «Лапу давай», «Постельный лежим (режим)!», «Ах, любовь, любовь!», «Надо лечиться»! Маша говорит: «Вот и стала ещё красивЕй». («Дальний родственник»). Здесь идет нарушение в постановке ударения. По правилам  оно должно падать на второй слог - красИвее. С экрана дети от Маши слышат «слова — паразиты», происходит нарушение чистоты речи: «Мы тут этого того»(«Лыжню»), «Вы где тут все?» («Первая встреча»)«Может, уже покатаемся уже?» («Праздник на льду»)«Может, уже поужинаем уже?» («До весны не будить»)«Может, уже познакомимся уже?» («Дальний родственник»). Маша очень часто произносит местоимение «чё». «Чё — это детям?» ("Подкидыш"), «Чё – не похож?» («Картина маслом»).  Его  употребляют в речи малограмотные люди. В русском языке есть местоимение «что».  Маша: «Давненько не брала я в руки пианины» («Репетиция оркестра»). В данном примере нарушено употребление несклоняемого существительного «пианино». Встречается не правильное построение словосочетаний и предложений. Маша: «Вы где тут все?» («Первая встреча»). В русском языке существует правильный и неправильный (инверсия) порядок слов в предложении. Правильный порядок слов в вопросительном предложении выстраивается так: вопросительное слово, подлежащее, сказуемое. Правильно: «Где Вы тут?» [5].         Таким образом, большая часть произносимых слов, предложений у главной героини происходит с нарушением правил литературного русского языка. И главное, неправильная речь героини  мультсериала никем не исправляется. Следовательно, запоминая, красочные сценки из любимого мультфильма, дети усваивают и слова, несложные и не правильно построенные фразы. В результате чего речь дошкольников имеет ошибки, что негативно влияет на общую культуру и уровень воспитания.

Маленьким зрителям мультипликационных фильмов нужно дать шанс научиться у своих любимых персонажей правильным словам. Если для просмотра детям предлагать вместо современных, отечественные мультфильмы, которые высоко-эстетичны, с ясной и простой композицией, соответствуют возрастному восприятию дошкольников,  это будет способствовать формированию разных сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, просодической. Соответственно дети овладеют правильной, точной, красивой и выразительной речью.

 

Апрель 2022,

Дизартрия и её проявления

Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи. Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения. В случае стертой формы (степени) дизартрии речь ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Тоже не велико горе. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого «не велика горя» может растянуться на многие годы.

Понаблюдайте за своим ребенком. Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента? Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек. Особый акцент сделаете на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Протестируйте вашего ребенка. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно. Если для ребенка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня. Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка.

Несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии. Понятно, что диагноз может поставить только доктор, но к доктору-то ребенка должны повести вы? Поэтому читайте и запоминайте.

  • Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным.
  • Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.
  • Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
  • Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Ребенок просто не сглатывает слюну. Когда молчат, то все у него получается нормально. Но стоит ему заговорить, как рот наполняется слюной.
  • Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется гиперкинезы.
  • Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
  • И еще несколько слов о дыхании. Правильное дыхание основа хорошей речи. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у детей, если у них стертая дизартрия. Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка — это поход к неврологу.

 

Март 22.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение недуга.

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.). 

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

Формы ФФН

В логопедии выделяется три основных степени:

Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.

Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.

Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

 

Февраль 22.

Речедвигательная гимнастика

Речедвигательная  гимнастика-это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Особенность этого метода-  включение в двигательные задания доступный для ребенка речевой материал, где основой каждого упражнения служит ритм. Сочетание движений, речи и музыки, положительно влияют на эмоциональный фон, двигательную активность, различные психические процессы, речь.

Речедвигательная гимнастика развивают координацию движений, внимание, память. Речедвигательная гимнастика построена с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей детей.

Речедвигательная гимнастика увлекательный процесс, он позволит каждому участнику получить массу удовольствия и запас необходимых навыков.

В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. У дошкольников с речевыми нарушениями этот потенциал ниже нормы, так как у них отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательный заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития.

Поэтому введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Используя речедвигательную гимнастику в работе с детьми, у детей расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, становится более концетрированным внимание, улучшается психоэмоциональное благополучие. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. А положительные эмоции позитивно влияют на развитие речи, вызывают чувство радости, помогают установлению контакта.

Создавая положительный эмоциональный настрой, создаются условия для развития двигательной активности и укрепления здоровья.

 

Методические приемы, повышающие проявление двигательной активности  гимнастики:

  •  показ;
  •  объяснение, пояснение;
  •  использование звукового сигнала;
  •  наблюдение и практические действия с показом;
  •  словесная инструкция;
  • многократность повторений;
  •  распределение нагрузки на все части тела;
  • изменение скорости или темпа движений;
  • введение различных ритмических сочетаний; последовательности элементов;
  • смена способов выполнения элементов;
  • выполнение согласованных действий в соответствии с текстом и музыки;
  • усложнение или упрощение правил игры;
  • использование музыкального сопровождения.

 

Виды работ по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

  • Выполнение упражнений на развитие ритма и темпа движений;
  • Самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Комплексы речедвигательной гимнастики могут быть использован в индивидуальной и фронтальной работе логопеда и инструктора по ФК.

 

 

Январь 22.

Десять простых советов логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение    должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

 

 

Декабрь 21.

Почему важно читать детям книги?

Многие нынешние папы и мамы не представляют себе, насколько важно читать ребенку книги. Может показаться, что для его развития окажется вполне достаточно просмотра развивающих мультфильмов и передач, использование в процессе воспитания различных игр, а иногда и программ на компьютере. Да и сами взрослые уже не читают столько, как раньше: теперь источником информации вместо книг стал интернет.
Если бы в чтении книг заключалась исключительно информативная функция, тогда отказ от них был бы оправдан. Однако чтение книг включает в себя гораздо больше возможностей.
Во-первых, совместное чтение способствует укреплению эмоциональных связей между ребенком и родителем – именно поэтому мамам рекомендуется читать вслух еще во время беременности. Также будет неплохо, если папа будет принимать участие в этих занятиях – известно, что к папам дети привыкают дольше, чем к мамам, а чтение вслух поможет ускорить рост доверия и привязанности ребенка.
Во-вторых, когда вы читаете вместе – это означает, что вы не думаете обо всех иных своих делах и ваше внимание и время принадлежит исключительно ребенку, а дети это очень ценят. Чтение книг – важная составляющая грамотного общения с ребенком.
В-третьих, чтение книг помогает ребенку развиваться – слушая ваш голос, он представляет себе персонажей и ситуации, о которых идёт речь в книге. Кстати, это одна из причин, по которой книги для малышей содержат картинки – пока воображение ребенка еще не очень развито, ему надо «помогать». Ну и, разумеется, пока ребенок не умеет читать, ему гораздо интересней рассматривать картинки, чем буквы.
Кроме воображения стимулируется также развитие способности аудиального восприятия – как же иначе дети научаться воспринимать речь на слух, если им нечего будет слушать? 
Развивается у ребенка и речь, пополняется словарный запас. Слушая ваше чтение, ребенок быстрее научиться говорить, если еще не умеет, и быстрее научиться делать это правильно, если первые слова уже слетают с его уст.
Ну и сложно переоценить седативный эффект чтения – если вы так будете проводить время перед сном, ребенок быстрее успокоится, а мысленные образы, возникающие у него в голове, быстро сменятся красочными сновидениями.

Насколько важно читать ребенку

Книга – это один из первых учителей в жизни человека. Дети, которым не показали весь красочный мир выдуманных историй, очень многое теряют в развитии. Существует огромное количество разнообразной детской литературы, с красочными рисунками, музыкальными эффектами. Главное – выбрать книгу по возрасту и прививать любовь к литературе с самого раннего возраста.

 Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также активно осваивают средства художественной выразительности.

Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию, в которой действует герой. Книги учат ребенка разбираться в том, что хорошо, а что – плохо. Они развивают воображение и память, абстрактное и логическое мышление. Из произведений маленький читатель узнает много новых слов, расширяя свой кругозор, учится правильно разговаривать.

Часто родители не понимают, насколько важную роль играет книга в развитии ребенка и в формировании в нем личности. Дети, которые с детства имеют тесную связь с печатным изданием, тянутся к чтению и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Ребенок, не воспитывающийся на художественных произведениях, чаще всего не хочет читать и повзрослев. А ведь книга помогает не только развиваться, а и открывает художественные таланты некоторых детей. Они начинают сочинять стихотворения, небольшие рассказы. Так рождаются новые поэты и писатели.

Особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребёнку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Если вы знакомите ребёнка с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышаное.  Не следует и спрашивать, о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.

Чтение книги не терпит спешки. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. учите дошкольника бережному обращению с книгой.

Зачем читать детям книги?

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью, и совместное чтение дает такую возможность.

Какие книги нужно читать детям. Для младших детей существует целый ряд прекрасных произведений, которые уже «проверены временем» и не только рождают в малышах положительные эмоции, но и многому их учат — доброте, смелости, честности и другим качествам, которые вы наверняка хотите увидеть в своем ребенке. Такая книга — друг ребенка. Конечно, одна лишь книга этих свойств не воспитает, если сын или дочь не видит положительных примеров и моделей поведения вокруг себя. Однако литературные образы хорошо запоминаются детьми, а герои книг становятся для них образцом для подражания. Не забывайте об этом, когда советуете своему ребенку прочитать ту или иную книгу. Современный мир полон страшных, жестоких образов — стоит лишь включить телевизор, и лавина жестокости обрушивается на ребенка. И, хотя дети часто любят «пугаться» и рассказывать друг другу всякие страшилки, но добавление к этому еще и пугающих историй из книг могут надломить хрупкую детскую психику и стать причиной фобий, страхов, а впоследствии выросший ребенок теряет способность сопереживать чужому страданию и чужому горю. Замечено, что в современном мире это встречается все чаще.

Поэтому постарайтесь сделать книги одним из факторов, с помощью которых происходит эмоционально-нравственное развитие ребенка. Не поленитесь обсудить с ребенком прочитанное, поговорите с ним о характерах героев книги, о причинах их поведения, об их чувствах. И задавайте детям все больше вопросов, чтобы разговор не превратился в нравоучительных монолог взрослого. А если ребенок страдает от какого-либо недостатка характера, то прочитайте вместе с ним произведение, герои оторых этот недостаток в себе преодолели, но избегайте упреков — это не поможет вам в воспитании, а, напротив, заставит ребенка закрыться от вас.

Приучайте своих детей читать как можно больше книг, это поможет в дальнейшем и в учебе, и в общение с окружающим миром. С человеком, который много читает всегда интереснее общаться, у него лучше развита фантазия и шире кругозор.