Упражнения для язычка и не только

Май 2022

Логомассаж для детей

Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:

  • нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
  • уменьшается патологические и случайные движения мышц;
  • активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
  • улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.

Логомассаж положительно воздействует на всю нервную систему ребенка, улучшает показатели здоровья. Например, массаж оказывает стимулирующее действие на кровообращение, улучшает обмен веществ, насыщает кровь кислородом, способствует клеточному питанию.  Такая процедура делает мышцы более эластичными и сильными, а также ускоряет восстановление после нагрузок и повышает работоспособность.

Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.

 Показания и противопоказания

Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.

У процедуры есть свои противопоказания:

  • инфекционные заболевания;
  • кожные болезни;
  • проблемы со слизистой оболочкой глаз;
  • увеличенные лимфоузлы.

Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.

Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Логомассаж лучше делать в проветренной комнате. Если вы собираетесь массировать ротовую полость ребенка – позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты нужно тщательно промыть и обдать кипятком.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Не занимайтесь самолечением! Прежде чем проводить массаж дома, проконсультируйтесь со специалистом. Врач должен составить план и показать наиболее подходящие для вашего ребенка массажные движения.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Логомассаж лица

Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!

Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными

  • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
  • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
  • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
  • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

 

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массировать пальчики – проще всего. Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы. Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик. Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Дело в том, что нервные окончания рук считаются связанными с речевыми зонами в нашем мозге. Поэтому пальчиковый массаж может улучшить речь малыша. Чтобы усилить эффект, можно использовать резиновый мячик.

Апрель 22

«Речь на кончиках пальцев»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

•        Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

•        Необходимо читать ребенку.

•        Рассказывать обо всем, что его окружает.

•        Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

•        И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует озрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев»

Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Слоненок»

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Паучок»

Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик»

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки»

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

«Колечки»

Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

 

Март 22

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Предлагаю игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. 

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр: Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Игра «Накорми птичку/лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция: Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

  •  Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить  нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
  • Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также  система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
  • Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

Упражнение "Лезгинка"

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Горизонтальная восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Зрительная гимнастика.

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.

 

 

Февраль 22.

Речедвигательные упражнения для детей 

Упражнение - игровой массаж «Мошка»

Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла, пошла,

(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла.

Упражнение – игровой массаж «Весёлые ежата»

На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Этот ёжик танцевал,

Этот ёжик в мяч играл.

Этот ёжик песни пел,

Этот ёжик супчик ел.

Самый маленький ежонок,

Спал под ёлочкой зелёной.

Упражнение – игровой массаж «Весёлые свинки»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Эта свинка танцевала,

Эта свинка рисовала.

Эта свинка умывалась,

Эта свинка наряжалась.

А эта свинка – малышка,

Маленькая, как мышка.

Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Этот пальчик съел ватрушку(очень вкусно),

Этот пальчик – с маком сушку (очень вкусно).

Этот пальчик – кренделёк (очень вкусно),

Этот пальчик – пирожок (очень вкусно),

А мизинчик скушал блинчик (очень вкусно).

Упражнение «В Африке»

Проводим пальчиковую гимнастику, на каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца. Гимнастику сочетаем с самомассажем, растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.

Лев в тенёчке сладко спит, (Мизинчик.)

Львица рядом с ним лежит (Безымянный.)

Носорог идёт домой,

И качает головой. (Средний.)

Зебры скачут рядом с ним, (Указательный.)

А жираф стоит один. (Большой.)

Упражнение – игровой массаж «Гуси и гусята»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Гуси важные идут,

И гусят с собой ведут:

Раз гусёнок – очень белый,

Два гусёнок – очень смелый.

Три гусёнок – очень важный,

А четыре – был отважный.

Пятый - был уж очень мал,

Потому от всех отстал!

Упражнение «Скороболтушка»

Взрослый вместе с детьми рассказывает скороболтушку: спокойно, быстро, очень быстро. Затем дети повторяют скороболтушку по очереди самостоятельно:

Испугались лягушонка,

Ёж с ежихой ежонком.

Тихо – громко, медленно – быстро, затем по очереди самостоятельно:

Зайка с мышкою дружил,

Её в гости пригласил

И морковкой угостил.

Тихо – медленно, громко – быстро, затем по очереди самостоятельно:

Ясный месяц и мышатки

По ночам играют в прятки.

Взрослый  вместе с детьми нараспев рассказывает скороболтушку. Предлагает детям по очереди пропеть скороболтушку самостоятельно:

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

Спокойно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:

Вот идут на задних лапках две лисички в модных шляпках

Упражнение «Скороболтушки»

Взрослый вместе с детьми рассказывает скороболтушку, затем просит повторить по очереди самостоятельно:

У Наташечки – ромашечки,

У Галочки – фиалочки.

У Людочки – незабудочки,

А у Андрюши две большие груши.

Педагог предлагает детям пропеть скороболтушку вместе, затем самостоятельно:

Гуси сели на качели,

Га-га-га они запели.

Медленно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:

Мягкой кисточкой покрашу,

Стульчик, стол и кошку Машу.

Взрослы вместе с детьми рассказывает скороболтушку, выполняя определённые движения:

«Киска, кисонька, кисуля, -

Позвала котёнка Уля. –

(Делаем вращательные движения раскрытой ладонью к себе.)

Поиграй, дружок, со мной!»

И погладила рукой.

(Делаем плавные волнообразные движения кистью, имитирующие поглаживания.)

Упражнение «Весёлое новоселье»

Взрослый читает стихотворение и предлагает детям поиграть в подвижную игру. По правилам игры дети по команде:

«Бабочки» - изображают летающих бабочек (движения очень плавные, неторопливые).

«Таракашки» - ходят, бегают на «четвереньках» (движения спокойные).

«Мошки» - скачут, прыгают (быстро, активно).

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Весёлая зарядка»

Вот идёт жираф домой

(Руки свободно опущены вдоль тела, шагаем на месте.)

Вместе с дочкой Варенькой.

У жирафа рост большой,

(Становимся на носочки. Руки разводим в стороны, поднимаем вверх и округло соединяем над головой, фиксируем позу 5-10 секунд.)

А у дочки – маленький.

Упражнение «Зайчишки на зарядке»

Педагог вместе с детьми выполняет определённые движения и рассказывает стихотворение:

В белой маленькой избушке

(Руки подняты высоко над головой «домиком».)

На краю лесной опушки

(Руки на уровне груди, разводим в стороны.)

Жили зайки - попрыгушки.

Зайки делали зарядку,

(Руки высоко над головой. Делаем наклоны вправо, влево, вперёд, обратно, 2-3 раза.)

Мыли ушки, шейку, лапки.

 

 

Январь 22.

Артикуляционная гимнастика детей в возрасте 4-5 лет

Правильное звукопроизношение – важная составляющая успешного формирования всех компонентов родного языка. Дети с нормальным речевым развитием самостоятельно овладевают правильным произношением фонем. А группы с ЗРР (задержка речевого развития) и другими дефектами испытывают затруднения в освоении определенных артикуляционных укладов.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на повышение качества работы органов речевого аппарата и формирования нужных укладов для произношения фонем.  Таким образом, вы создаете необходимую базу для сложных укладов. Также есть задания на удержание определенной позы, динамические, улучшающие качество движений и их переключаемость.

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть. Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом он повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите ребенка и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха. Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу. Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад. Ребенок двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть. Широко открыть и закрыть рот несколько раз. Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

Возможные ошибки:

От того насколько правильно ребенок выполняет упражнения зависит эффективность гимнастки. Вот самые распространенные ошибки: Взрослый не показывает, как нужно делать, а дает словесные инструкции. Даже 4-5-летним детям может быть сложно их воспринимать, поэтому показ и наглядное сопровождение – обязательны. Если малыш неправильно повторяет движение – не нужно давать более сложное, чтобы не формировать неправильный артикуляционный уклад. В динамических упражнениях для языка челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Если не получается удерживать – пусть ребенок помогает руками. Главная ошибка – нерегулярное выполнение гимнастики. Так, правильный артикуляционный уклад будет дольше формироваться.

 

 

 

Декарбрь 21.

Дышим правильно- говорим красиво!

Дыхание это совокупность дыхательных движений, при которых в организм поступает кислород и выводятся продукты окисления.

Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Обратите внимание на то, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Наиболее правильным, удобным для речи является дыхание с участием диафрагмы и межрёберных мышц.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.