Экология

В 2019 - 2020 учебном году в нашем детском саду был создан проект "Экологический театр для детей".

Цель проекта: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.

Задачи проекта:

  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
  • способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
  • способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры детей.

Организаторы проекта: творческая группа педагогов (воспитатели: Беспалова Наталья Петровна, Корикова Наталья Дмитриевна, Кундуева Анна Владимировна, Усова Наталья Николаевна; педагог-психолог Савельева Елена Васильевна).

Актуальность  проекта. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека.

Дошкольный возраст – неоценимый этап в становлении экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому главная задача экологического воспитания в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы. Поскольку у дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, то особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды детям раскрываются посредством театральных постановок с включением экологических сказок, познавательных игр, исследований, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Поэтому наряду с традиционными формами работы, такими  как наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.

Экологический театр способствует развитию чувства ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. 

Сказки, используемые для экологического театра, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в доступной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.

Главное в любой экологической  сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.