Правила эффективной работы с ребенком
Основной формой занятий с дошкольниками является игра. Игровая форма занятий – это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того, чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие.
Прежде чем разработать самый простой план занятий, необходимо в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за ребенком, обратить внимание на то, как он говорит, спрашивает, просит, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых.
Правила эффективного наблюдения:
- Определите, на какую сторону жизни ребенка будет направлено наблюдение (сегодня, в течение нескольких дней, недели и т.п.) Например, наблюдая за тем, как развита речь, анализируйте различные ситуации – разговор, рассказ, просьбу, общение со сверстниками, со взрослыми, общение в бытовых ситуациях, в игре, во время занятий и т.п. При этом обращайте внимание на правильность произношения, словарный запас, умение правильно строить предложение, задавать вопросы и отвечать на них. Это поможет более четко определить, как сформулировать инструкцию, что объяснять дополнительно и т.д.
- Ведите записи во время (после) наблюдения.
- Наблюдайте повторно одни и те же ситуации, для того, чтобы понять, насколько типичны те или иные проявления, что осложняет, ухудшает ситуацию, а что, наоборот, успокаивает ребенка. кроме этого, можно увидеть, как изменяется поведение в течение дня, и выделить оптимальное время для занятий.
- Во время наблюдения не оценивайте ситуацию, целесообразнее описывать ее. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны. Более подробная запись: отказывается (приходится уговаривать), неловко держит или очень сильно сжимает карандаш (ручку), рука быстро устает, штрихи неровные и т.п.
Результаты подобных наблюдений позволяют определить проблемы, а значит, и направление особого внимания взрослых в процессе занятий, и особенности организации занятий. Например, при трудностях концентрации внимания и высокой отвлекаемости следует исключить громкий звук разговора, радио, телевизора даже в другой комнате. Бегающая вокруг кошка, очки, которые крутит в руках взрослый, - все может быть фактором отвлечения. Занятия с такими детьми должны быть очень короткими – несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание.
- В процессе наблюдения важно зафиксировать то, как ведет себя ребенок в случае затруднения (справляется ли сам, бросает работу, отказывается, нервничает, обращается за помощью к взрослым). Это облегчает поиск способов общения с ребенком, позволяет определить тактику и характер помощи.
Затруднения, с которыми сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, а успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.
Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее – ругать ребенка при неудаче или поддерживать. Безусловно, поддержка, подбадривание более эффективны, но в жизни взрослые чаще делают замечания, ругают или всем своим видом показывают неудовольствие. Критические замечания и комментарии типа «Ты вообще не стараешься», «Не хочешь, поэтому и не получается», «Какой ты непонятливый» и т.п. многие взрослые просто не считают негативной оценкой. Чаще всего оценивается результат (при этом задание может быть не по силам ребенку), а не старание, стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых нагативной оценкой, могут привести к ощущению беспомощности, неуспешности, страху вновь сделать ошибку. Ребенок просто отказывается выполнять какие-то задания, заранее считая «У меня не получится». Важно помнить, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.
Дальнейшая адаптация в школе, состояние и поведение ребенка в значительной мере зависят от отношения к нему.
В каждом отдельном случае могут быть свои проблемы и совсем непростые пути решения. Важно уметь видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе такого общения учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогают решать самые сложные проблемы.
Правила эффективной работы с ребенком:
- Будьте предельно терпеливыми, говорите всегда сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.
- При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, он позволяет сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
- Для лучшей концентрации его внимания применяйте систему четких и коротких указаний: «Слушай», «Остановись!», «Запомни!», «Подумай, прежде чем напишешь!» Однако эти указания не должны звучать как воинские команды.
- Для того, чтобы обратить на себя внимания, используйте систему жестов, мимику: поднимите палец, положите руку на плечо ребенка, покачайте головой и т.п.
- Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, убедитесь, что каждое слово в задании понятно ребенку.
- Лучше, если ребенок повторит то, что он должен делать, это поможет установить, понятно ли задание.
- Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно делать. Тон взрослого при этом должен быть спокойным и доброжелательным.
- Не переходите к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущий.
- Для каждой новой работы (даже аналогичной) нужна новая полная инструкция.
- Не давайте сразу несколько заданий. Если задание большое, разделите его на части.
- Идти вперед можно только «маленькими шажками». Лучше сделать меньше, но хорошо, чем больше, но плохо.