Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима – каждый желает для своего ребенка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность еще задолго до того, как их ребенок пойдет в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка трех-четырех лет является достаточно сложным.

Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребенка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребенка.

Наиболее часто встречающиеся изменения в развитии личности ребенка в связи с ранним обучением чтению представлены в таблице.

Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению.

Положительное

Отрицательное

1. Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика)

1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность)

2. Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки)

2. Игровая деятельность приобретает формальный характер

3. Повышается уровень общего умственного развития

3. Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная)

4. Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности

4. Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия

5. Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас)

5. Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции

6. Развивается способность ребенка занимать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время

6. Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи

Рассмотрим отдельно каждый аспект.

Развивается левое, обедняется правое полушарие.

У большинства дошкольников ведущим полушарием является правое. Оно обеспечивает им возможность познания мира посредством эмоций. Дети радуются, огорчаются, ярко проживают свои чувства, на этой основе у них формируются духовно-ценностные представления о хорошем и плохом, отношение к себе и другим. Через эмоции зарождаются привязанность и дружба. Ребенок прочно запоминает только те события, которые были эмоционально значимыми для него.

Характерная особенность правополушарных детей – потребность в активном включении в любую практическую деятельность (танцы, рисование, ролевые игры), что обеспечивает развитие творчества, интуиции. Кроме того, по мере развития правого полушария развивается гибкость мышления, формируется способность находить разнообразные варианты выхода из проблемных ситуаций.

Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами и знаками (чтение, письмо, счет), приводит к обеднению эмоциональной жизни ребенка и его дальнейшей аутизации (болезненному отгораживанию от мира, нарушению контактности, когда человек находится как бы в защитной скорлупе). Все логические операции предполагают четкие алгоритмы действий. Дети учатся думать стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише. Это «ходячие энциклопедии», абсолютно не владеющие элементарными навыками бытовой и социальной ориентации.

Если же в ребенке от природы имеются признаки шизоидности, то ранний упор на развитие логического мышления может настолько усугубить психическое состояние дошкольника, что придется обращаться к врачу.

Игровая деятельность приобретает формальный характер.

К сожалению, на сегодняшний день стоит признать очевидное – современные дети не умеют играть. Это кажется весьма странным, ведь игра является неотъемлемой частью детской жизни. Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. В игре ребенок познает мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.

Опыт наблюдений за взаимодействием старших дошкольников в игровой деятельности показывает, что у детей 5–6 лет уровень сформированности игровых навыков не соответствует возрасту.

Проведенный анализ игровой деятельности выявил следующее: дошкольники способны самостоятельно распределить роли в игре, выполнить действия, определяемые ролевыми ожиданиями, однако игровой спектр действий жестко фиксирован, игра заключается в однообразном повторении одних и тех же действий. Кроме того, способность к динамичному, разнообразному построению сюжета недостаточная, развернутой ролевой речи на всем протяжении игры не наблюдается, периодически дети переходят на прямое обращение.

Очень часто одной из причин неумения ребенка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребенком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.

Формируется неадекватная самооценка.

Одна из особенностей ранней интеллектуализации – стремление родителей к интеллектуальному превосходству собственных детей над остальными. С детства в юных «буквоежках» подогреваются эгоизм и чувство соперничества. Родители начинают сравнивать возможности ребенка с возможностями его сверстников. И здесь начинается проверка дошкольника на прочность.

Если он действительно успешен, родители восхищаются уникальностью своего чада, возвеличивая его перед другими. Такому ребенку достаточно трудно найти себе единомышленников в детской среде, ведь его амбиции часто непомерные из-за формирующейся завышенной самооценки.

Если ребенок с трудом справляется с поставленной задачей, то автоматически он попадает в тяжелую эмоциональную ситуацию. Мама начинает раздражаться, стыдить, ругаться, сравнивать с соседским успешным мальчиком. Следствие этого – неизбежное формирование чувства собственной несостоятельности, заниженной самооценки.

Необходимо также отметить, что, как любой интеллектуальный процесс, обучение чтению способствует умственному развитию ребенка. С чтением книг расширяется кругозор, общая осведомленность дошкольника. Ребенок получает интересующую его информацию, удовлетворяя свой познавательный интерес. Такой ребенок привлекателен для взрослых, ведь с ним интересно вести разговор, хороший словарный запас позволяет вести развернутые беседы.

Появляются нарушения на уровне физиологического развития.

Родителям, проявляющим активный интерес к раннему обучению своего ребенка чтению, необходимо понимать, что любая интеллектуальная нагрузка в младшем и среднем дошкольном возрасте может повлечь за собой нарушения не только в психологическом, но и в физиологическом плане. На уровне физиологического развития проблемными зонами в здоровье дошкольника могут стать следующие:

1. Качество зрения. Для того чтобы глаз ребенка был подготовлен к работе со знаками и буквами, должна быть сформирована зрительная система. Интенсивное формирование глаза ребенка происходит в течение первых 2–3 лет жизни.

На этом периоде окончательное развитие зрения не заканчивается. Активно продолжает формироваться бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображения предметов двумя глазами), формируется объем аккомодации, величина полей и острота зрения.

Только к 6–7 годам функциональное созревание глаза достигает взрослых характеристик.

2. Гиподинамия. Чтение литературы, как и любой другой интеллектуальный процесс, неизбежно приводит к малоподвижному образу жизни.

Ребенок, читающий книгу, погружается в интересный мир героев, проживает события, которые с наибольшей силой вовлекают его в происходящее. Таким образом, его времяпрепровождение за книгой затягивается.

Гиподинамия (низкая двигательная активность) влечет за собой нарушения осанки, деформацию позвоночника. С целью профилактики возможных нарушений чтение литературы необходимо чередовать с активным отдыхом на свежем воздухе.

Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков.

Практика раннего обучения детей чтению может неблагоприятным образом отразиться на формировании коммуникативных способностей ребенка.

Средний дошкольный возраст – это период зарождения интереса детей друг к другу. Дошкольники все чаще проводят время в совместной игре, наблюдая за действиями сверстников, либо активно включаясь в любой совместный процесс. Начинает складываться со-бытийность. Формируются избирательные предпочтения детей в выборе партнера по общению.

Ребенок, вступая во взаимодействие со сверстником, начинает открывать для себя совсем иной мир человеческих взаимоотношений, в котором действуют другие правила и законы, не похожие на отношения со взрослыми. Мир, где приходится считаться с мнением другого, делиться игрушками, уступать в ущерб собственным интересам, отстаивать свои позиции с «боем».

Формируется психологическая избирательность, социальный опыт в выборе предпочтений.

Как отмечалось выше, ребенок, ориентированный родителями на раннюю интеллектуализацию (обучение чтению), учится заполнять свое коммуникативное пространство посредством погружения в мир информации, не требующей развития социально-коммуникативных навыков.

В книге предлагается готовый сюжет, зачастую далекий от решений тех жизненных проблем, с которыми сталкивается дошкольник в детской среде. Один на один с книгой ребенок отстраняется от происходящего вокруг, аутизируется. Ему так хорошо и комфортно, что проблемы других становятся непонятными и неинтересными для дошкольника. Из-за аутизации поведение такого ребенка выглядит не совсем адекватно, что еще больше затрудняет контакты со сверстниками. Ребенок либо уединяется где-нибудь в укромном уголке, либо использует неконструктивные формы взаимодействия, проявляя повышенную раздражительность, обиду и гнев. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой – инфантильнее в социальном плане.

Наблюдается дефицит общения между членами семьи.

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворенность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

Таким образом, каждый член семьи занят своим делом, никто никому не мешает. И все хорошо, если бы не одно очень важное обстоятельство – дефицит общения между детьми и родителями.

Межличностные контакты в современной семье обеднены не столько отсутствием времени, сколько недостаточностью эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, наличием эгоцентрических потребностей в реализации собственных интересов и игнорированием духовных потребностей растущих детей.

Самое ценное, что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличает одну семью от другой!

В заключение стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать реальные возрастные потребности и возможности ребенка.

Для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя когнитивный багаж опытом прежде всего практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми. А знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель.

Источник: журнал "Справочник педагога-психолога"