Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста

Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста

Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования детей. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да, подобные методы используются в педагогике, но только не в дошкольных организациях, и даже не в первом классе начальной школы. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова.

Во-первых, дети дошкольного возраста и шестилетки еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.

И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно?

На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на две группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия

Раньше в учебных пособиях методы этой группы имели более выразительное название – «методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений». Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании приемов разъяснения, увещевания, упражнения, поручения, поощрения, одобрения, похвалы и проч.

Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. Для детей младшего дошкольного возраста используются элементарные приемы и средства разъяснения типа: «Поступать нужно так», «Все делают так». Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемый тип поведения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная, прежде всего, на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение...», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав(а)?»

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

  • прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;
  • косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;
  • опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;
  • предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!» и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина – умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна – заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

 

Принимая во внимание важную роль положительной оценки для различных сторон воспитательного процесса и зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, необходимо целенаправленно использовать таковую для повышения  результативности педагогической деятельности.

Соревнование – один из давнишних методов  стимулирования,  основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования. Рассмотрим примеры некоторых подобных пособий.

«Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам), на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание».

Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки), причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей (данная цифра условна), получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки»).

 

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил им границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

«Времена года» – метод стимулирования воспитанников. Пособие приклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года: осенью – это корзина (банка), в которую в виде поощрения кладут осенние листочки или овощи; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки. Дети стараются собрать как можно больше наград.

По окончании определенного (заранее оговоренного) периода подводится итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена и красива. Дети видят, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться.

Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

«Оценочные карты» – пособие разработано  И.Б. Едаковой,  кандидатом педагогических наук, деканом факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета.

На специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески, обуви и пр.), мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам. Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

Внимание! При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.