Колокольчик
Вторая младшая группа "Колокольчик"
Возраст детей 3-4 года
С вашими детьми работают:
Воспитатель: Беспалова Наталья Петровна
Образование:
Закончила Красноярский краевой педагогический колледж №2 по специальности "Дошкольное образование" в 2009 году.
Закончила Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева по направлению "Педагогика" в 2013 году.
Мой девиз: Создавать, творить, выдумывать для детей и вместе с ними.
С нами работают:
заведующая: Татьяна Владимировна Луткова р.т. 249-44-98
делопроизводитель: Ольга Валерьевна Елютина
заведующая хозяйством: Надежда Ивановна Тимкова
медкабинет: педиатр Ольга Павловна Мацкевич
бухгалтерия: Михаил Владимирович Наумов
Анастасия Юрьевна Исакова р.т. 249-41-50
инструктор по плаванию: Лариса Владимировна Забалуева
музыкальный руководитель: Вера Сергеевна Данилова
Распорядок дня:
Прием и осмотр детей. Игры, самостоятельная деятельность детей |
7:00-8:00 |
Утренняя гимнастика. |
8:00-8:10 |
Подготовка к завтраку. Завтрак |
8:10-8:40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей. |
8:40-9:00 |
Непосредственно образовательная деятельность |
9:00-10:00 |
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак |
10:00-10:10 |
Подготовка к прогулке. Прогулка |
10:10-11.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей |
11.50-12.10 |
Подготовка к обеду. Обед |
12:10-12:50 |
Подготовка ко сну. Дневной сон |
12:50-15:10 |
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры |
15:10-15:30 |
Подготовка к полднику. Полдник |
15:30-15:50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей. |
15:50-16.45 |
Подготовка к ужину. Ужин |
16:45-17:05 |
Игры, самостоятельная деятельность детей |
17:05-17:30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой |
17:30-19:00 |
Непосредственно образовательная деятельность
Понедельник |
1. Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.15 2. Физкультура 10.15-10.30 |
Вторник |
1. ФЭМП 9.00-9.15 2. Музыкальное 9.45-10.00 |
Среда |
1. Развитие речи 9.00-9.15 2. Физкультура 9.55-10.10 |
Четверг |
1. Лепка / Аппликация 9.00- 9.15 2. Физкультура на улице |
Пятница |
1. Рисование 9.00-9.15 2. Музыка 10.25-10.40 |
План работы на февраль:
13 Театр «Артиссимо» постановка «Солдатская смекалка»
19-21 Праздничное развлечение ко Дню Защитника Отечества
26 Развлечение «Масленица»
Выставка поделок «Славься, герой!»
Коллективные рисунки «Наши защитники»
25-27 Родительское собрание
План работы на январь:
14 Развлечение «Старый Новый год»
23 Театр «Кумир» постановка «Самая добрая собака»
22 - 24 Фестиваль фигур из снега «Русские народные сказки»
Коллективные рисунки «Красная книга животных Красноярского Края»
План работы на декабрь:
9 - 28 Фестиваль снежинок
12 Театр «Кудесники» спектакль «Зимняя сказка»
24 Утренник «Новый год у ворот»
Коллективные рисунки «Новогодняя елка»
План работы на ноябрь:
13 Фестиваль «Национальные игрушки народов России»
1-15 Выставка поделок «Русские народные тарелочки»
12-14 Социальная акция «Каждой пичужке по кормушке»
14 «Научное шоу»
20-22 Праздничные мероприятия ко Дню матери
Коллективные рисунки «Русская красавица (по мотивам народной росписи)
План работы на октябрь:
7-18 Поделки «Отцы-молодцы»
14-18 Утренняя зарядка «Вместе с папой!»
17 Театр «Кумир» с представлением «Дюймовочка»
Утренник «Осень чудная пора»
Коллективные рисунки «Осень в родном краю»
План работы на сентябрь:
2 - Развлечение «Здравствуй, наш детский сад!»
17 - фестиваль «Деревья-наше богатство»
Коллективные рисунки «Мой дом, моя улица, мой город»
10 - Родительское собрание
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
"Зарядка с папой"
Сентябрь
ИЮНЬ
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
Мы в театре.
ЯНВАРЬ
Мы в театре
Прощание с елочкой
ДЕКАБРЬ
Новогодний утренник
НОЯБРЬ
Коллективная работа
Социальная акция «Каждой пичужке по кормушке»
интерактивный театр "Курочка Ряба"
ОКТЯБРЬ
Осенний праздник 25.10
СЕНТЯБРЬ
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Январь
Закаливание как мощное оздоровительное средство
Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Принципы закаливания
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах - раньше, чем с ними не проведены обливания.
3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка.
6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Закаливание воздухом. Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне него, в облегченной одежде.
Закаливание солнцем. Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и даже омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20—30 мин детям 2—3 лет до 30—40 мин ребенку 3—7 лет. Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние часы (с 9—11 ч в средних широтах, с 8—10 ч на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32° на специальных площадках.
Водные процедуры. Водные процедуры могут быть местными (yмывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах).Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°, и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим, полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна. Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°. Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди. Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20° для детей от 1, 5 до 3 лет и до 18—16 для детей 4—7 лет. Можно проводить и контрастные ножные ванны. При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной температура воды все время остается постоянной (36°, в другой температура воды через каждые 2—4 дня понижается на 1—2° и доводится с 35 до 18°. Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 1—3 мин, для детей дошкольного возраста —3—5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилучший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна) .
Контрастный душ. Более интенсивными нетрадиционными закаливающими средствами выступают контрастные водные воздействия, т. к. теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше, чем воздуха. Наиболее эффективный метод закаливания детей в домашних условиях. Кстати, и методика контрастного душа сходна с методикой закаливающих процедур в условиях бассейна. После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой +36-38 градусов в течении 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через одну-полторы недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно доводится до 19-20 градусов в течение двух-трех месяцев для детей 5-6 лет. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится перед сном.
Водные ножные ванны.
Ноги (нижняя треть голени) опускаются в емкость с водой температурой +32 градусов - летом и +33 градуса – зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды снижается и доводится до +18 градусов и ниже. Контрастные ножные ванны могут проводится путем попеременного местного обливания водой ног из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста +37-38 градусов до +30-31 градуса и трех-четырехкратной сменой воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-16 кратной сменой воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 градусов при шести-восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37 градусов. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.
Декабрь
«Новый год для детей, как отмечать с ребенком праздник»
Новый год праздник семейный.
Новогодние праздники связаны с ожиданием чего-то необычного.
Мы начинаем «Новогодний марафон забав и затей».
У Нового года есть масса определений - это и «традиционный» праздник, и «домашний праздник» и, конечно, «семейный праздник». Все это, безусловно, так. Но Новый год — это, в первую очередь, волшебный праздник. А значит — праздник детский, потому что дети и волшебство неразделимы. Для каждого ребенка Новый год – это праздник абсолютного волшебства, в котором добрый Дедушка Мороз дарит самые лучшие подарки, а сказка превращается в реальность. Стоит постараться, чтобы Новый год остался в памяти малыша настоящим праздником. А вот о том, как это сделать, поговорим чуть подробнее.
Новогодняя елка в детской комнате.
Наряженная елка в детской комнате станет для малыша настоящим новогодним чудом – ведь обычно она украшает зал или гостиную. Но устанавливая лесную красавицу в детской, нужно в первую очередь помнить о безопасности. Организуя с ребенком вечерний досуг, вы можете, смастерить ёлочные украшения своими руками из бумаги фетра, ткани, фольги, пенопласта и т.д. Можно украсить ёлку съедобными лакомствами, печеньями и пряниками в форме животных, конфетами и фруктами. Гирлянду можно сделать из картинок любимых героев ребёнка, вырезанных из журналов нанизанную на нитку. Если в семье маленькая дочка, то можно украсить ёлку бантиками, бусинками, небольшими куклами в праздничных костюмах. Для сынишки ёлку украшаем машинками, самолётиками, любимыми мультипликационными героями. Чтобы ребёнок верил в существование Деда мороза, обязательно напишите ему письмо, дайте ребёнку пофантазировать, сформулируйте вместе текст письма. Полагаясь на свои возможности, посоветуйте ребенку, какой подарок пожелать, и обязательно поблагодарите в письме Деда мороза.
Украшаем детскую комнату к Новому году.
Перед тем, как украсить детскую комнату к Новому году, придумайте с ребенком сказочную историю. Детскую комнату на время праздников можно превратить в Царство Доброй Снежной Королевы или в деревню Деда Мороза. Мягкие игрушки ребёнка превращаем в волшебных персонажей, украшаем блёсками, мишурой, одеваем колпачки. Пусть малыш сам рассадит героев в комнате, дайте ему больше самостоятельности, фантазии, чтобы этот момент запомнился надолго. Из фольги можно сделать самые удивительные вещи, самый простой вариант – изготовить большие конфеты. Этим дети занимаются с большим удовольствием. Поскольку Новый год всегда ассоциируется со снегом, обязательно должны быть снежинки, их можно вырезать и белой бумаги или из шариков пенопласта, в детской комнате он должен обязательно присутствовать.
Украшаем окна в детской.
Окна являются зеркалом дома. Поэтому Дедушка мороз должен, видеть в каком окошке его ждут. В преддверии Нового года окна в детской комнате станут настоящими символами сказки, если их украсить сюжетной вытенанкой (художественное вырезание из бумаги), или витражами из цветной гофрированной бумаги, при помощи цветных лент можно подвесить снежинки, фрукты, шишки. Это творческое занятие подарит ребёнку незабываемые впечатления, т.к он вместе с мамой создаёт иллюзию его любимой сказки на стекле. Особенно детей впечатляют животные, зайцы, кони, птицы, изба Деда Мороза и, конечно же, Снегурочка. Особенно трогательно это смотрится в тёмное время суток, когда в комнате включен свет и вся семья в сборе. Игры с детьми в новогодний вечер. Новый год - это праздник, а в праздник принято веселиться. Поэтому подумайте, в какие игры можно сыграть, как весело и необычно поздравить родных. Покажите спектакль, оканчивающийся поиском подарков под елкой, организуйте маскарад, выйдите с ними на улицу и сыграйте в снежки, постройте снежную крепость, слепите снеговика. Не забудьте про Деда Мороза и Снегурочку! Эти персонажи – обязательны на детском празднике, однако учтите возраст своих малышей! Для самых маленьких - детей до 2-3 лет, будет лучше, если в этих героев на время превратятся папа или мама. Если в доме есть музыкальные инструменты или караоке, можно изобразить знаменитых артистов, состязаться в знании новогодних песен, стихов. Кто-то из гостей может стать «гадалкой» и предсказать всем судьбу на следующий год, можно устроить конкурс на изображение сказочных персонажей.
Вопрос «куда ты хочешь пойти» или «чего будем делать» сродни сакраментальному «что тебе подарить». Нет, вам могут и ответить — но чуда уже не будет. А чтобы было — сделайте сюрприз. Только настоящий сюрприз — с запасом прочности.
Например, если вы решили выбраться за город — прикиньте, чем ЕЩЕ можно занять ваше чадо, если он или она не захотят кататься на лыжах. Не захотят — и все тут. Снежки, снежные крепости, коньки, санки, снегоходы, мяч— оставьте себе свободу маневра. И - очень важный момент - сами не сидите на месте. Вы проводите время ВМЕСТЕ с ребенком — и значит бегаете, прыгаете и бросаетесь снежками — наравне с ним. Холодно? Ничего! Даже при -20 побегать-попрыгать на скрипучем снежке - это очень и очень полезно для здоровья, как взрослых, так и детей.
Если вы решили культурную программу реализовать в городе — схема такая же. Супермодный спектакль, на который вы с трудом добыли билеты, может оказаться неинтересным. Не заставляйте ребенка мучиться в ожидании, когда спектакль закончится, даже если очень жаль потраченных денег — собственное дитя ведь куда дороже.
Заранее узнайте, что происходит в ближайших местах культурного досуга — зоопарк, каток, большой торговый центр — в то же время, что и запланированное вами мероприятие. И если видите, что маленькому человечку неинтересно, предложите ему альтернативу.
Можно составить для вашего ребенка «праздничную программу» на все каникулы (естественно, не нужно превращать ее в распорядок дня и вывешивать на стену — о ней знаете только вы и вовлеченные в это близкие). Пусть в этой программе какие-то активные виды отдыха — выезд на природу или поход на каток — сочетаются с чем-то созерцательным, спокойным. Как известно, лучший отдых — смена деятельности. Пусть в этом графике будет и «свободное время»: когда ребенок сможет заниматься тем, что ему в тот момент хочется. Отведите время и для мультиков — куда же без них. Лишь бы все новогодние праздники не свелись к затяжному телемарафону.
1. Сходите с ребенком на Новогодний утренник
Даже если вы успели сделать это до Нового года — не беда! Праздников много не бывает. Поверьте, для вас это мероприятие станет не менее увлекательным. Во-первых, всегда приятно наблюдать радостные глаза малыша, а во-вторых, можно позволить себе расслабиться и с удовольствием водить хоровод и кричать: «Ёлочка! Зажгись!».
Если своего чада у вас пока нет, сводите на Новогоднюю Ёлку племянников или сходите вместе с друзьями, у которых дети уже есть. Радости и удовольствия будет не меньше.
2. Устройте домашний концерт
Пригласите друзей с детьми и устройте настоящий концерт или спектакль. Пусть ребята поют, танцуют, ну а вы не забывайте им громко аплодировать. Можно пригласить Деда Мороза со Снегурочкой, чтобы они раздали маленьким артистам подарки.
3. Спорт побеждает скуку!
Зимние каникулы — самое время заняться спортом. Об этом мы не устаём твердить. Если лыжи и коньки вам уже надоели, то попробуйте познакомить ребенка с новыми для него видами спорта: сноуборд, зимний картинг. Съездите куда нибудь покататься на снегоходах. Мальчики наверняка будут счастливы поиграть с папами в хоккей.
Вот и подошли к концу новогодние каникулы. На долгую память всей семье останутся улыбки на фотографиях и восторженные детские воспоминания:
«А помнишь, мама, как МЫ с ТОБОЙ…»
Ноябрь
"Рекомендации для родителей по приобщению детей к чтению книг".
Регулярное чтение книг имеет большое значение в развитии личности каждого ребёнка, в развитии его интеллектуальных, умственных и коммуникативных способностей. Дети, которые много и регулярно читают, лучше учатся. И это вполне обоснованно.
Во-первых, они более усидчивы и внимательны, так как привыкли концентрировать своё внимание на чтении книг.
Во-вторых, у читающих детей хорошо развита память. Им не приходится многократно возвращаться к предыдущим страницам, чтобы освежить прочитанное в памяти – с ранних лет они привыкли слушать и читать довольно большие произведения.
В-третьих, у таких детей хорошо развито логическое и аналитическое мышление, потому, что, находясь в центре описываемых событий, они привыкли следить за их развитием, за ходом мыслей автора и его персонажей, сопереживать героям произведений, задумываться над сюжетом. В четвёртых, читающие дети способны грамотно о лаконично выражать свои мысли, у них хорошо развита речь и богатый словарный запас – ведь они читают и цитируют произведения знаменитых мастеров и творцов русского слова.
В-пятых, читающие дети более эрудированные, просто потому, что много читают, а, следовательно, и больше знают.
Но прежде всего, книга – это источник духовного обогащения, духовно-нравственного развития личности. Бывает так, что никакие беседы, нравоучения, методы и приёмы не помогают, а одна хорошая книга может достучаться до самых закрытых участков человеческой души. Психологи утверждают, что привить ребёнку любовь к чтению можно до 10 лет, дальше будет сложнее. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может так и не состояться.
К сожалению, последние два десятилетия, идёт значительное снижение читательской активности среди практически всех возрастных категорий и в первую очередь среди детей и молодёжи. Развитие научно-технического прогресса, компьютерные технологии, появление новых возможностей и увлечений, постепенно вытесняют чтение книг из нашей жизни. Но в то же время, трудно не согласиться с тем, будут ли наши дети читать книги или нет, зависит от нас самих, от нами же расставленных приоритетов.
Разберём два примера. В обоих случаях родители вроде бы понимают значение чтения в развитии ребёнка, но…
В первом случае родителям проще дать в руки ребёнка планшет, смартфон или мышку от компьютера и разрешить играть в игры, чем увлечь его книгой. Ведь приобщение к чтению книг требует много времени и терпения. В основном, конечно же, это относится к тем родителям, кто сам не проявляет интереса к чтению. В данном случае на первый план родители ставят свои личные интересы.
А вот второй пример и ещё одна крайность. Родители слишком много внимания уделяют всестороннему развитию ребёнка. Кроме уроков и внеклассных занятий в школе он посещает несколько спортивных секций, различные творческие студии, участвует в различных мероприятиях и пр. пр. Ребёнок на столько загружен, что на чтение книг даже при всём желании у него просто не остаётся ни времени, ни сил…
До определённого этапа жизни детей, пока они не способны самостоятельно принимать верные решения, родители и педагоги обязаны заниматься их воспитанием и образование, правильно расставляя приоритеты для гармоничного развития личности каждого ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Итак, самое главное это понимание того, что чтение книг необходимо вашему ребёнку, а также желание и готовность помочь ему приобщиться к этому очень увлекательному и полезному занятию. Какие же необходимо учитывать условия, которые могут помешать этому процессу? Остановимся коротко на каждом.
▪ Недостаточное внимание родителей к данной проблеме. Если вы хотите, чтобы ребёнок читал в будущем книги, не бойтесь знакомить его с ними с рождения и до того момента, когда он сможет самостоятельно ориентироваться в выборе книг. Чтение должно быть регулярным и систематическим, стать хорошей привычкой не только для ребёнка, но и для всех членов семьи.
▪ Психологическая и педагогическая некомпетентность по данному вопросу. Приобщая детей к чтению книг необходимо учитывать их возрастные особенности организма и психики. Надо понимать, что невозможно приобщить ребёнка к чтению книг, заставляя его это делать. Необходимо изучить хотя бы элементарные методы и приёмы для того, чтобы заинтересовать и увлечь его этим процессом.
▪ Отсутствие условий для чтения. Когда детей попросили написать небольшое сочинение на тему «Почему я не люблю (люблю) читать книги», один ученик из многодетной семьи написал так: «Я люблю читать! Но мне все мешают!»…
Уважаемые родители, ваша задача создать все условия, чтобы каждый ребёнок в семье мог в спокойной обстановке не только делать уроки, но и заниматься любимым делом, а тем более чтением. Чтобы чтение было вдумчивое, осознанное и приносило удовольствие ничто не должно мешать этому процессу.
▪ Отсутствие книг. Их просто нет или есть, но очень мало. Приобщить к чтению книг можно только через книгу! Причём через самые обычные бумажные книжки с картинками, которые так любят дети! Когда у ребёнка разовьётся привычка и любовь к чтению, вот тогда он будет читать в любом варианте, пусть то будет обычный бумажный вариант или электронная книга.
▪ Неправильно подобранная литература. Родители не подбирают книги, подходящие именно их ребёнку. Многие думают, что для их чада достаточно нескольких базовых и самых известных книг. Родители читают или предлагают ребёнку самостоятельно прочесть эти книжки не один год и удивляются, почему ребёнок не хочет. Книг в доме должно быть много, и они должны быть разные: книги-картинки, книги с поэзией, сказки, интерактивные книги, современные авторские истории и классика детской литературы. Неизвестно, когда ребёнок проявит интерес к тому или иному литературному жанру. Ваша задача – предлагать. Только не одну и ту же книжку, а разные произведения. Так же необходимо обращать внимание на то, чтобы книги соответствовали возрасту: объём произведения, содержание, размер шрифта, оформление.
▪ В семье не практикуется совместное чтение. Также немаловажный фактор в совместном чтении книг – это искусство чтения. Не забывайте читать эмоционально, разными голосами, с интонацией и паузами. Если при чтении вы монотонно бубните и засыпаете, значит и ребёнок не будет вас слушать. Читать надо с удовольствием!
▪ Родители не читают сами. Привить ребёнку любовь к чтению можно только личным примером. Как известно, дети мало обращают внимание на слова, а больше смотрят на поступки.
Если учитывать указанные выше условия, то результаты по приобщению детей к чтению книг будут очень ощутимые. Дети будут развивать свою речь, учиться думать, анализировать и понимать произведения. А это, конечно же, очень пригодится им при обучении в школе и в дальнейшей жизни.
Октябрь
Каким быть отцу?
Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. « Врожденного» правда на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет.
«Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о нем. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, демократической, коллективистской семьи.
В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников.
А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее.
Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.
Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и т. д.
Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью.
Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.
Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым - ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?
Конечно, быть внимательным и заботливым к детям - это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики единство уважения и требовательности - действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя и нельзя требовать не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберет отец. В семье требования лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе - срыв, конфликт. Замечено: конфликтные ситуации между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душеных усилий и времени. Вот почему их возникновение крайне не желательно.
Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мною в зоопарк и не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я не чавкал во время еды, а сам чавкаешь...». Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности.
С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и понимании его слабости, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнанию. Вот когда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов.
Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологам установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей.
Сентябрь
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Развитие детей – дело, которое волнует многих родителей. Есть, конечно, люди, которые считают, что детям нужно давать максимум возможной свободы и тогда они сами разовьются именно так, как нужно. Возможно, они правы. Однако мы не видим ничего плохого в том, чтобы предлагать детям именно те игры и занятия, которые лучше всего будут восприниматься ими в каждом конкретном возрасте. А для этого нужно знать эти возрастные особенности развития. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с возрастными особенностями развития детей в 3-4 года.
МОТОРИКА
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать его на качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ваш ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и помощи взрослым.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА 3 – 4 ЛЕТ
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их построению.
Полезные ссылки
