Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
- Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
- Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Покажите правильное выполнение упражнения.
- Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
- Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
УПРАЖНЕНИЯ:
ДЛЯ ЩЕК
- Толстячок - худышка ( надувать щеки – втягивать щеки)
- Шарики - гоняем воздух из одной щеки в другую
- Хлопушка - надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
ДЛЯ ГУБ
«Заборчик»: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 10.
Обратите внимание:
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.
Трубочка»: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2 .Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.
Чередование «Трубочка» — «Заборчик»: поочерёдно движения губами, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд
Обратите внимание!
1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.
2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.
ДЛЯ ЯЗЫКА
«Часики»: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение до 10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык - нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
«Качели»: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка до 10 раз.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Кружок»: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Обратите внимание!
1. Можно помочь ребёнку, очертив соской (маленькой ложечкой) круг с внутренней стороны щёк и губ.
2. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.
«Футбол»: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Обратите внимание!
1. Рот закрыт.
2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно: контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.
«Язык здоровается с подбородком»: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы неподвижны.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
«Чистим верхние зубы»: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание!
1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Литература:
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005г.
- Новиковская О.А. Весеслая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. - Издательство: АСТ, 2010 г.