Логопед, подскажите...

ДЕКАБРЬ

15.12.2021г.

Словотворчество – хорошо или плохо?

Нередко от малышей можно услышать такие необычные слова, которые поражают взрослых своей изобретательностью, оригинальностью и точностью.

Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала с помощью общих правил родного языка носит название словотворчества. Если ребенок не владеет готовым словом, он его «изобретает» по известным ему правилам. Поэтому эти придуманные детьми слова хоть и новы для взрослых, но вполне понятны по своему назначению и логике, в словаре ребенка всегда можно найти аналогию такому изобретению. Период словотворчества возникает на третьем, четвертом году жизни и исчезает к пяти – шести годам, когда ребенок уже в основном усвоил правила и нормы родного языка.

Выделяют три основных принципа, лежащие в основе образования новых слов:

1. «Осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое. «Лепь» - то, что вылеплено, «прыг» - прыжок.

2. К корню одного слова прибавляется окончание другого – «чужие окончания»: «красняк» - синяк, «помогание» - помощь.

3. Одно слово составляется из двух – «синтетические слова».

К.И. Чуковский называл их гибридными словами: «безумительно» - безумно и изумительно, «бананас» - банан и ананас.

В своей книге «От двух до пяти» писатель восхищался детской способностью к словотворчеству, называя ее «завоеванием грамматики»: «Малыши готовы бесконечно жонглировать разными формами слов, так как пока не знают исключений и правил. … В глаголах меня особенно восхищают приставки, виртуозно придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии, какой придает им народ. Углазиться, выпузырить, распакетить, задверить,натабачить, приудобиться, обснегиться – здесь ребенок никогда не ошибется. … И разве не изумительно, что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем этим обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них.

Задача логопеда состоит в том, чтобы обратить внимание ребенка на грамматические способы словоизменения и словообразования, сделать их важными и значимыми в речи малыша. Существует много приемов, игр, упражнений по развитию грамматической изменяемости слов. В работе логопеда  применяется метод словотворчества. Дети сначала усваивают нормативные правила образования слов, затем стараются придумать, «изобрести» новые слова. В этом очень помогают такие игры, как «Инопланетяне», «Изобретатели», «Полминутки для шутки», «Фантазеры». Например, дается  детям ряд слов: «Как называется человек, который учит детей? А как вы думаете, называется человек, который много читает? Мыслит, размышляет? Ребята, давайте придумаем название человеку, который много ругает, хвалит и т. д. Если ребенок начинает образовывать слова с суффиксом « тель» - значит этот постфикс стал для него понятным, значимым. Или, игра «Инопланетяне»: к нам прилетели неизвестные жители с далекой планеты, которые называют себя «румпы». Как будет называться один инопланетянин? А его малыш? А два малыша? Так закрепляем суффиксы «ата», «ята», «онок», «енок». «Изобретаем слова для кошки Карамельки» (активизация слов – притяжательных прилагательных). Хвостик чей? («Карамелькин»). Чьи ушки? («Карамелькины») и т. д. Образование сложных слов: сам катит – это самокат, сам ходит – самоход. Как по-другому можно назвать холодильник, если он сам охлаждает продукты? («Самоохладитель»). А печку, она наоборот сама нагревает? («Самогрелка, самонагреватель»). В игре «Фантазеры» даем название «вкусному» дождику: снег падает – это снегопад, а если бы падал сыр, чипсы, пицца, как назывался бы такой «дождь»? Домик Совы в мультфильме про Винни Пуха называется «Совешник». Придумайте названия домиков для Кенгуру, Бегемота, Черепашки. Все необычное нравится детям, активизирует их внимание, пробуждает в них творческое начало. Такие игры и упражнения помогают детям вслушиваться в слова, подмечать префиксы, постфиксы, с помощью которых образуется нужное слово, а, значит, и предупреждать нарушения письменной речи в школе.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.