Возрастные нормы речевого развития

Дети 2-3 лет

В речи ребёнка третьего года жизни должны появляться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т], ну и, конечно, все гласные. Хотя произношение многих звуков ещё очень далеко от идеала, это связанно с подвижность мышц языка и губ, которые ещё недостаточно развиты. Большинство трудных звуков ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, ребенок шипящие звуки заменяет свистящими: «цяй» (чай), «зюк» (жук).

Словарный запас ребёнка быстро пополняется, к двум годам и достигает примерно 300 слов, а к трём годам - до 1000 слов.

К третьему году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения.

К 2,5 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь, фразы зачастую состоят из двух слов «мама дай», «мама пи». Но не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок не начал говорить в два года, это все очень индивидуально и зачастую дети начинают фразовую речь к трём годам. Возраст два-три года считается самым критическим, и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи.

Дети 3-4 лет

Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?».

Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки (Л, Р, Рь) малыши могут заменять мягким звуком [л’] или [й]: «лека» (река), «йобот» (робот).

Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака - «бабака».

Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).

Дети  4-5 лет

У детей пяти лет связная речь становится более разнообразной и красочной.

В этом возрасте дети более чисто и чётко произносят шипящие звуки [ш], [ж], большинство детей начинают верно произносить звук [л] и более сложные [р], [р’].

Дети пятого года жизни способны узнавать звук в слове, также могут подобрать несколько слов с заданным звуком. Способны различать слова, отличающиеся одной фонемой: почка-бочка.

Словарный запас увеличивается к пяти годам до 3000 слов. В этом возрасте ребёнок способен связно рассказать о каких либо событиях, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказать короткий текст, хорошо ему знакомый.

Дети 5-6 лет

Этот возраст является важным моментом в подготовке детей к школе. Ребёнок должен уметь связно и в правильной последовательности излагать свои мысли.

После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Подсчитать количество употребляемых слов уже невозможно.

Сформирован навык звукового анализа. При подготовке к школе дети должны уметь правильно определять позицию звука в слове: начало, середина, конец слова, точное место звука в слове, также называть все звуки по порядку в слове.

У детей могут наблюдаться ошибки в употреблении форм множественного числа существительных, в именительном и родительном падежах: мяч - нет мячов, одно ухо - много ухов.

В норме дети этого возраста должны чётко произносить все звуки на уровне слов и предложений. К сожалению, это происходит не всегда. У большинства детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата или с недоразвитием фонематического слуха.

В этих случаях нужна помощь логопеда, чтобы специалист установил причину неправильного звукопроизношения и провёл коррекционную работу. Чем позже такая помощь будет оказана ребенку, тем дольше родители будут ждать результата. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в его речи закрепляется неправильное звукопроизношение, тем дольше будет проходить период автоматизации поставленного звука в речь.

Дети 6-7 лет

Дети этого возраста готовы к систематическому обучению.

К шести годам дети чётко различают на слух все звуки родного языка: глухие - звонкие, твёрдые - мягкие.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся подсчёту, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, а есть дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Дети этого возраста могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать прочитанную им сказку, рассказать свои впечатления о просмотренном мультфильме.

Литература:

1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001.

2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.