С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом,играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно – образовательной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – образовательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе, явлении.
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет расширить круг интересов дошкольников в познании окружающего мира при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Использование указанных методов приобретает особую актуальность в настоящее время, когда на первый план выходят не просто знания, умения и навыки, а ключевые компетентности. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и информацию – необходимые условия эффективности ребёнка в современном мире.
При таком подходе, экспериментально – исследовательская деятельность является оптимальным условием подготовки детей к школьному обучению.
Цель программы: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи программы:
1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. п.)
2. Формировать у детей элементарные географические представления.
3. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.