Развитие грамматического строя речи

20.08.2010

 

Раздел грамматики

Возраст детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за.

Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать.

Совершенствуется умение согласовать в предложении существительные с числительными, прилагательными, формируется умение использовать несклоняемые существительные.

Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными.

Словообразование

Употребляют существительные в форме ед. и мн. числе, обозначающие животных и их детенышей, употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).

Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, по аналогии употребляют их в им., род., падежах (котята, котят), правильно используют форму мн. числа род. Падежа существительных.

Образуют форму мн. числа существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголами с приставками и превосходную степень прилагательных. Совершенствуют умение образовывать однокоренные слова.

 

 

Развитее связной речи

 

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картинок, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины. Участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленный вопрос.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать не большие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, творческого характера рассказы.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предметах (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять не большие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и не большие сказки.