Концепция дошкольного воспитания

20.08.2010

"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество  определяетсвое отношение к детству  исключительно  как  ко  времени  "подготовки",  тоотрицается самоценность  "проживания"  эпохи  детства  ребенком.  Между  темусловие непрерывности образовательного процесса,  связывающее  дошкольные  ишкольные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать  настоящее  лишь  с  позициибудущего. Только отношение "к детству как самоценному времени  жизни  делаетдетей в будущем полноценными школьниками, рождает  такие  долго  действующиекачества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. "Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок -  для  того,чтобы учиться и слушаться". Взаимодействие  взрослых  с  детьми  сводится  ксумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей. Все, что не  входит  вкруг  этих  слагаемых  (например,  проявление  "личных  чувств"  и  т.  п.),становится избыточным. Потребность детей и взрослых в развитии  своих  личных,  неутилитарныхвзаимоотношений приносится  в  жертву  учебно-воспитательному  процессу.  Оттакой жертвы содержание его необходимым образом  дегуманизируется,  из  неговыпадает "человеческий радикал". "Все лучшее - детям!" - пока  этот  лозунг-стереотип  остается  тольколозунгом.   Исходным   пунктом   оценки   этого   предоставления    являетсяэкономический  критерий,   выражающий   готовность   общества   осуществлятьматериальные  вклады  в  детство.  Сказать,  что  в  этой  сфере   действует"остаточный принцип", - это сказать не всю правду.  Дети  получают  "остаткиот  остатков".  Последствия  экономии  на  детстве  (в  таких  сферах,   какобеспечение  материнства,  профессиональная  подготовка   и   переподготовкапедагогов,  пособия  и   технические   средства   обучения,   строительство,пропаганда педагогических и медицинских  знаний  и  т.  п.)  непосредственноотражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка,  навозможности  обеспечить  преемственность  между  различными  периодами   егожизни. Необходимо отказаться  от  "остаточного  принципа"  в  самом  народномобразовании и социальном обеспечении применительно к детям. Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора  превратить  это  право  вобязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей.Ключевые позиции обновления советского детского сада - охрана  и  укреплениездоровья детей (как физического, так и психического),  гуманизация  целей  ипринципов образовательной  работы  с  детьми,  раскрепощение  условий  жизнидетей и работы воспитателей  в  детском  саду,  обеспечение  преемственностимежду всеми сферами социального становления ребенка,  радикальное  изменениехарактера   подготовки   педагогических   кадров,   условий   финансированиядошкольного воспитания и перестройки системы управления. Значение дошкольного детства в становлении личности. Период от рождения до  поступления  в  школу  является,  по  признаниюспециалистов всего мира, возрастом  наиболее  стремительного  физического  ипсихического развития ребенка,  первоначального  формирования  физических  ипсихических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей  жизни,качеств и свойств,  делающих  его  человеком.  Особенностью  этого  периода,отличающей его от других, последующих этапов развития, является то,  что  онобеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения  вдальнейшем любых специальных знаний и навыков  и  усвоения  различных  видовдеятельности. Формируются не  только  качества  и  свойства  психики  детей,которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение  ковсему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы"  на  будущееи  выражаются  в  психологических  новообразованиях,  достигаемых  к   концуданного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются  ковсему  спектру  психических  качеств  ребенка,  но  адресуются   по-разному.Основное  значение   имеют   поддержка   и   всемерное   развитие   качеств,специфических для  возраста,  так  как  создаваемые  им  уникальные  условиябольше не повторятся  и  то,  что  будет  "недобрано"  здесь,  наверстать  вдальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация   специфических   возрастных   возможностей   психическогоразвития  происходит  благодаря  участию  дошкольников   в   соответствующихвозрасту  видах   деятельности   -   игре,   речевом   общении,   рисовании,конструировании, музыкальной  деятельности  и  др.  Организация  этих  видовдеятельности,  руководство  ими,   забота   об   их   совершенствовании,   оприобретении   ими   коллективного   и   (по    мере    накопления    детьмисоответствующего  опыта)   свободного   самодеятельного   характера   должныпостоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными  проявлениямитого, что  именно  традиционно  "детские"  виды  деятельности  соответствуютосновному  руслу  психического  развития  дошкольника,  являются,  с   однойстороны, их безусловная привлекательность для детей  и,  с  другой  стороны,наличие  в  них  начал  общечеловеческого  знания  (общение  и  установлениевзаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода  и  простейшихорудий, планирование действий, построение и реализация  замысла,  подчинениеповедения образцу и правилу и др.). Что   касается   других,   предпосылочных   психических   свойств   испособностей, то  их  формирование  не  должно  идти  во  вред  формированиюкачеств, непосредственно обнаруживающих себя в  сегодняшней  жизни  ребенка.Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое  может  привестик искусственному  ускорению  развития  с  неизбежными  потерями.  Подведениеребенка к психологическим  новообразованиям,  полное  развертывание  которыхосуществляется за пределами дошкольного детства,  должно  осуществляться  невопреки  особенностям  возраста,  а  на  их   основе.   Данные   специальныхисследований и опыт лучших детских учреждений показывают,  что  сама  логикаразвития детских видов деятельности и детских форм познания мира,  если  имиразумно руководить, подводит к зарождению новых  психических  качеств  и,  вконечном счете, к переходу на новую ступень  детства.  Такой  переход  носитскачкообразный  характер,  выступает  в  виде  возрастного  кризиса,   послекоторого  те  психологические  новообразования,   которые   занимали   местопредпосылочных,  становятся стержнем дальнейшего развития. На любой возрастной ступени ребенок приобретает не  только  общие  длявсех  детей  черты  характера,  но  и   свои   собственные,   индивидуальныеособенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только  быть"таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и  быть  неповторимойиндивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов  в  воспитаниии  обучении  детей  может  обеспечить  их   эмоциональное   благополучие   иполноценное психическое развитие. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество  дошкольного  воспитания  определяется  характером   общениявзрослого и ребенка. В практике семейного и общественного  воспитания  можновыделить  два  основных  типа  (или   модели)   такого   общения,   хотя   вдействительности их гораздо больше. Различия между  ними  определяются  не  только  процессом,  но  и  егоконечным  результатом  -  тем,  каким  в  итоге  становится  ребенок,  какойскладывается его личность. Учебно-дисциплинарная модель  характеризуется  следующими  признаками.Цель - вооружить детей знаниями, умениями и  навыками;  привить  послушание;лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай,  как  я!".  Способыобщения - наставления, разъяснения, запрет, требования,  угрозы,  наказания,нотации, окрик. Тактика - диктат и  опека.  Задача  педагога  -  реализоватьпрограмму,   удовлетворить   требованиям   руководства   и    контролирующихинстанций. Методические указания превращаются в этих условиях  в  закон,  недопускающий каких-либо исключений.  Складывается  взгляд  на  ребенка  всеголишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы  работы  сдетьми, и  прежде  всего  занятия',  строящиеся  по  типу  школьного  урока.Активность самих детей подавляется в угоду  внешнему  порядку  и  формальнойдисциплине.  Игра  как  основной  вид  детской  деятельности  ущемляется  вовремени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках этой модели произведения искусства используются  взрослыми  вутилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения  вниманияребенка  от  нежелательного  поведения,  что  выхолащивает  гуманистическую,общеразвивающую сущность искусства. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых  и  детей.  Детитеряют инициативу; а в дальнейшем у  них  появляется  негативизм.  Возникаетиллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных  воздействий.За пределами контакта с  воспитателями  поведение  детей  резко  меняется  иможет не иметь  ничего  общего  с  ожидаемым  и  должным.  Послушание  детейзачастую лишь свидетельство освоения  ими  умения  жить  согласно  "двойномустандарту" - "для себя" и "для тети". Личностно-ориентированная  модель  составляет   альтернативу   первоймодели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом  ине над,  а  вместе!"  Его  цель  -  содействовать  становлению  ребенка  какличности.  Это  предполагает  решение  следующих  задач:  развитие   доверияребенка к миру, чувства радости  существования  (психологическое  здоровье);формирование  начал   личности   (базис   личностной   культуры);   развитиеиндивидуальности  ребенка.  Воспитывающий  не  подгоняет  развитие   каждогоребенка к определяемым  канонам,  а  предупреждает  возникновение  возможныхтупиков личностного развития  детей;  исходя  из  задач,  максимально  полноразвернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются  некак цель, а как средство полноценного  развития  личности.  Способы  общенияпредполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения  и  неигнорировать  его  чувства  и  эмоции.  Тактика  общения  -  сотрудничество.Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив  его  дальнейшегоразвития как полноценного  члена  общества.  Взрослые,  приобщая  ребенка  кискусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают  условия  дляполноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного  наслажденияискусством,   для   проявления   и   развития   творческих,   художественныхспособностей ребенка. Взгляд на ребенка  как  на  полноправного  партнера  вусловиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Исключительное значение  в  педагогическом  процессе  придается  игре,позволяющей  ребенку  проявить  собственную   активность,   наиболее   полнореализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого  сдетьми и самих детей друг с другом, становится основной  формой  организациидетской жизни. Ожидаемые результаты -  расширение  степеней  свободы"  развивающегосяребенка (с учетом его возрастных особенностей):его   способностей,   прав,   перспектив.    В    ситуации    сотрудничествапреодолевается возможный  эгоцентризм  и  индивидуализм  детей,  формируетсяколлектив. Их воображение и мышление, не скованные  страхом  перед  неудачейили  насмешкой,  раскрепощаются.  Развиваются  познавательные  и  творческиеспособности. Личностно-ориентированная  модель  общения  ни   в   какой   мере   непредполагает  отмены   систематического   обучения   и   воспитания   детей,проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и  тогофакта, что общественное дошкольное воспитание является первым  звеном  общейсистемы народного образования и  в  качестве  такового  обеспечивает  первыйэтап становления развитой личности. Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения  .детей  являетсязабота общества об их здоровье. Охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть  пронизано  заботой  офизическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если  заботао физическом здоровье ребенка  в  том  или  ином  виде  отражается  во  всехдокументах,   регламентирующих    работу    воспитателя,    то    требование"психологического   благополучия   ребенка"   звучит    как    бессмысленноесловосочетание. На самом деле это требование  по  отношению  к  задачам  егоразвития является очень важным. Условия воспитания в детском саду таковы, что создается  высокий  рискне только соматических, но и психических нарушений. На каждого  ребенка  3-6лет  приходится  в  среднем  54  дня  пропусков  посещений  детского   сада,четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти -  скарантином.  Количество  детей,  страдающих  ожирением,  возрастает  на   1%ежегодно. По данным  прогнозов,  85%  этих  детей  -  потенциальные  больныесердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует  сокращению  их  жизнина  5-20  лет.  Около  50%  нуждаются  в   психокоррекции,   характеризуютсясерьезным  психологическим  неблагополучием.   Количество   инфекционных   ипростудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия,  с  которымпрактически  не  справляются  -ни  педиатры,  ни  родители.  В   подавляющембольшинстве дети начиная  с  дошкольного  возраста  уже  страдают  дефицитомдвижений и незакаленностью. Актуальной задачей физического воспитания является  поиск  эффективныхсредств совершенствования  развития  двигательной  сферы  детей  дошкольноговозраста на основе формирования у  них  потребности  в  движениях.  Развитиеинтереса к движениям проводится  на  основе  жизненной  потребности  ребенкабыть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В  связи  сэтим возникает необходимость научно обоснованного  определения  оптимальногосоотношения  обучения  и  самостоятельных  тренировок   детей   в   процессеподвижных  и  спортивных  игр  с  применением  специального  оборудования  итренажеров. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитанияпринадлежит  гигиеническому  воспитанию   и   обучению,   направленному   напропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и  среди  взрослых  -педагогов и родителей. Целесообразно введение в  штатное  расписание  дошкольного  учрежденияпреподавателя  физкультуры  (например,  на  хозрасчетной  основе),   которыйпомимо   основных   занятий   будет   проводить   дополнительные    занятия,направленные на физиологическую коррекцию  детей  с  нарушениями  осанки,  снизкой  двигательной  активностью,  ослабленных,  часто   болеющих   и   др.Дополнительные занятия можно проводить во  время  прогулок,  в  свободное  испециально отведенное время. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с ихпсихическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути  достиженияфизического   и   психического    здоровья    ребенка    не    сводятся    кузкопедагогическим   средствам   физического   воспитания   и    медицинскиммероприятиям.  Они  пронизывают  всю  организацию  жизни  детей  в   детскомучреждении, организацию предметной  и  социальной  среды,  режима  и  разныхвидов  детской  деятельности,   учета   возрастных   и   индивидуальных   ихособенностей. Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя еелишь в рамки  специальных  физкультурных  занятий.  В  режим  детского  садавводятся ежедневные занятия физической  культурой,  игры  и  развлечения  навоздухе,  проводимые  с  учетом  экологической  обстановки  региональных   иклиматических условий  в  районе  детского  учреждения.  Следует  обеспечитьдошкольные учреждения бассейнами,  современным  физкультурным  оборудованиемна участке. Необходимо  также  широко  использовать  возможности  спортивно-оздоровительных  комплексов,  школьных  стадионов,  катков  и  бассейнов   вмикрорайоне.  Функционирование  детского   сада   как   "открытой   системы"существенно расширяет его собственные возможности. Перестройка содержания педагогической работы с детьми. Сочетание признания самоценности дошкольного детства и  понимания  егокак  первого   этапа   становления   личности   требует   пересмотра   задачпедагогической работы с детьми. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы  личностной  культуры,ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка  вприроде, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной  жизни,наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке,средоточие общечеловеческих ценностей  (красота,  добро,  истина  и  др.)  исредств  жизнедеятельности  (представления   о   действительности,   способыактивного воздействия на мир, проявления  эмоционально-оценочного  отношенияк происходящему). Становление  базиса  личностной   культуры   означает,   что   ребенокприобщается именно к общим, непреходящим  человеческим  ценностям,  а  не  ктому, что может представляться ценным некоторому  кругу  людей  в  некоторомрегионе  и  в  некоторые  моменты  времени.  Приобщается   к   универсальным(всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы  обучения  ивоспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Передача ценностей и средств активного отношения  к  миру  может  бытьосуществлена только при учете возраста детей. Возрастной подход в воспитании и обучении детей. В первые семь лет ребенок проходит через три основных  периода  своегоразвития, каждый из которых  характеризуется  определенным  шагом  навстречуобщечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир. Эти периоды жизни отграничены друг с от друга;  каждый  предшествующийсоздает  условия  для  возникновения  последующего,  и  они  не  могут  бытьискусственно "переставлены" во времени. Период  младенчества  (первый  год  жизни   ребенка)   характеризуетсявозникновением следующих возрастных новообразований. Познавательное  развитие.  К  концу   первого   года   жизни   ребенокориентируется  в   элементарных   свойствах   окружающей   среды;   начинаетулавливать значение отдельных обращенных  к  нему  слов,  выделяет  наиболееблизких людей; появляются элементы различения между  ощущениями,  исходящимиот собственного тела  и  извне,  складываются  начальные  формы  предметноговосприятия. К  концу  младенчества  появляются  первые  признаки  зарождениянаглядно-действенного мышления. Развитие произвольности. Формируются движения,  ведущие  к  достижениюцели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов. Эмоциональное  развитие.  В  первой  трети   младенчества   появляется"социальная" улыбка, призывающая взрослого к  ответной  улыбке.  Формируетсячувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения  к  людям,к деятельности, к самому себе в последующей жизни. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает  в  себе  потенциал  длявозникновения следующих возрастных новообразований. Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть  мир,где  каждая  вещь  что-то  означает,  для  чего-то  предназначена.   Ребенокпроводит различия между людьми, занимающими определенное место в  его  жизни("свои" и "чужие"); осваивает собственное  имя;  формирует  представление  о"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит  к  себе,  о  чемсможет  сказать  "мое").  Развиваются  предметное  восприятие  и   наглядно-действенное  мышление.  Происходит   переход   к   наглядно-образной   формемышления. Развитие произвольности.  Действуя  с  вещами,  ребенок  осваивает  ихфизические  свойства,  учится  управлять  их  перемещением  в  пространстве,начинает координировать свои движения; на основе овладения речью  появляютсяначала управления собственным поведением (в основном  в  ответ  на  указаниявзрослого). Развитие переживаний. Возникает чувство автономии  и  личной  ценности(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым. В дошкольном детстве (от  3  до  7  лет)  складывается  потенциал  длядальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии  ребенка,но и может выступать как  релятивный  (все  можно  всем);  складывающийся  впредшествующий  период  развития  условный  план  действия   воплощается   вэлементах образного мышления, воспроизводящего и  творческого  продуктивноговоображения; формируются основы символической функции сознания,  развиваютсясенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода  ребенок  начинаетставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее  с  позицийдругих и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ  будущегорезультата продуктивного действия. В отличие от  ребенка  раннего  возраста,который   способен   лишь   к   элементарному    различению    таких    сфердействительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я  сам",к концу дошкольного возраста формируются представления о различных  сторонахкаждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему  этапу"глобальной подражательности" взрослому,  может  противостоять  в  известныхпределах  воле  другого  человека;  развиваются  приемы  познавательной   (вчастности,   воображаемое   преобразование   действительности),   собственноволевой (инициатива, способность  заставить  себя  сделать  неинтересное)  иэмоциональный (выражение своих чувств)  саморегуляции.  Ребенок  оказываетсяспособным  к  надситуативному  (выходящему  за  рамки  исходных  требований)поведению. Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка  все  больше  освобождаются  отимпульсивности,    сиюминутности.     Начинают     закладываться     чувства(ответственности,  справедливости,  привязанности  и  т.  п.),   формируетсярадость  от  инициативного  действия;   получают   новый   толчок   развитиясоциальные эмоции во взаимодействии со  сверстниками.  Ребенок  обнаруживаетспособность  к  отождествлению  себя  с  другими,  что   порождает   в   немспособность    к    обособлению    от    других,    обеспечивает    развитиеиндивидуальности.    Возникает    обобщение     собственных     переживаний,эмоциональное предвосхищение результатов чужих  и  своих  поступков.  Эмоциистановятся "умными". К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на  следующуюступень  образования.  На  основе  детской   любознательности   впоследствииформируется интерес к учению; развитие познавательных способностей  послужитосновой  для  формирования  теоретического  мышления;  умение  общаться   совзрослыми   и   сверстниками   позволит   ребенку   перейти    к    учебномусотрудничеству;  развитие  произвольности  даст   возможность   преодолеватьтрудности  при  решении  учебных  задач,  овладению  элементами  специальныхязыков,  характерных  для  отдельных  видов  деятельности,  станет   основойусвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.). Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде  возможностей,мора  осуществимости  которых  определяется  социальной  ситуацией  развитияребенка, тем, кто и как  воспитывает  его,  в  какую  деятельность  вовлеченребенок, с кем он ее осуществляет. От особенностей  стимулирования  или  организации  деятельности  детейвзрослыми зависит успех в психическом  и  физическом  развитии  ребенка,  и,таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может  бытьи иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или  застойныетенденции); каждому  шагу  развития  сопутствует  возможность  проявления  изакрепления  негативных  новообразований,  о  сути  которых   должны   знатьвзрослые. Воспитание дошкольников. Если  при  учебно-дисциплинарном   подходе   воспитание   сводится   кисправлению поведения или предупреждению .возможных  отклонений  от  правилапосредством "внушений", то личностно ориентированная  модель  взаимодействиявзрослого  с  ребенком  исходит  из  кардинально  иной  трактовки  процессоввоспитания: воспитывать -  значит  приобщать  ребенка  к  миру  человеческихценностей. К  концу  дошкольного  возраста  могут  и  должны  быть   сформированыценностные основы отношения к действительности. Отношение  к  природе.  Здесь  ребенок  приобретает   начальный   опытприобщения  к  широкому  кругу   общечеловеческих   ценностей.   Среди   нихпознавательные    ценности:    ребенок     начинает     чувствовать     себяпервооткрывателем,  испытывает  радость  экспериментирования   с   объектаминеживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое  в  новом;  вычленяетпростейшие закономерности, осознает их непреложный характер, Ценности преобразования: возникает  стремление  бережно  относиться  кприродной  среде,  сохранять  и  умножать,  по  мере  своих  сил,  богатствоприроды. Ценности  переживания:  ребенка  манит  таинственность,   загадочностьявлений природы, он проникается ее  красотою,  близостью  ко  всему  живому,чувствует  свою  общность  с  предметами  и  явлениями  окружающего  мира  иодушевляет их. Условие  формирования  этих  ценностей  -  любознательность   ребенка,которая может быть  направлена  взрослым  к  объектам,  все  более  и  болеесложным  и  разнообразным.  Взрослый  вовлекает  ребенка  в  область   своихпереживаний по поводу  красоты,  величия,  многообразия  природных  явлений,создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом  взрослый  даеткаждому ребенку  почувствовать  себя  "ответственным  лицом",  причастным  кпроисходящему. В результате формируются начала экологического сознания. Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности. Познавательные ценности: у ребенка пробуждается  потребность  в  новыхзнаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к  тому,  чтоизвестно другим;перед ним приоткрывается значимость учения. Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать  то,  чтодоступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить. Ценности   переживания:   ребенок   проникается   чувством    красоты,совершенства  созданных  человеком  вещей,  творений  искусства,   возникаетчувство уважения к мастерству. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общениес искусством. Формируются начала духовности как свойства сознания. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение  к  другим  людям).Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация наточку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние,  отношение  кдействию другого как поступку. Формируется интерес к  событиям  общественнойжизни в стране, в родном городе. Складывается  все  более  полное  пониманиеколлективных  взаимоотношений  между  сверстниками,  развивается  социальноемышление. Ценности   преобразования:   ребенок   стремится   воздействовать   наокружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и  помогать  им;передавать свои знания, опыт другому. Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с  ним  люди,  такиеже, как и  он,  и  в  то  же  время  отличные  от  него;  рождается  чувствозначимости другого;  переживания  приобретают  личностную  окрашенность;  наоснове сопереживания рождается сочувствие и сорадость. Формируются начала нравственного сознания. Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя измира. Он  начинает  осознавать,  что  непохож  на  других.  В  то  же  времявозникает интерес к своей жизни (биография) и  жизни  близких.  Пробуждаютсяпервые представления о Родине, о будущем,  возникает  отношение  к  жизни  исмерти, к бессмертию. Ценности преобразования: на основе потребности в  признании  возникаетстремление действовать "как все". Ценности   переживания:   чувство   физической    и    психологическойзащищенности;  полнота   разнообразных   чувств,   раскованность,   ощущениесобственного тела и владения им;наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил. Формируются начала самосознания личности. Обучение дошкольников. В  рамках  личностно  ориентированного  подхода  иначе   должны   бытьосмыслены  также  содержание  и  принципы  обучения.  Обычно  под  обучениемпонимается  передача   знаний,   умений   и   навыков,   что   подразумеваетопределенный  уровень  "зрелости"   тех   психических   функций   (внимание,восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых  невозможноосвоение. Такая  по  существу  "школьная"  модель  обучения  представлена  вдошкольном возрасте,  что  неправомерно.  От  обучения  знаниям,  умениям  инавыкам следует перейти  к  обучению  самой  возможности  приобретать  их  ииспользовать в жизни. Взрослые передают ребенку  выработанные  человечествоми  зафиксированные  в  культуре  средства  и  способы  познания  мира,   егопреобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию  специфическичеловеческих способностей. Формирование  культуры  познания.  По  мере  расширения   ориентировкиребенка в  природных  явлениях  он  овладевает  представлениями  о  живом  инеживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др. Знакомясь  с  предметами,  созданными  руками  человека,  он  начинаетотличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное  отвоображаемого и т.п. Мир человеческих отношений раскрывается  ребенку  в  представлениях  одобре и  зле,  о  своем  и  чужом,  о  правде  и  лжи,  о  справедливости  инесправедливости и т.д. Свой внутренний мир, свои возрастающие  возможности  раскрываются  дляребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что  значит  думать,предполагать, знать, и др. Здесь - истоки  рождения  высших  психических  функций,  зрелые  формыкоторых появятся позже, в школьные годы. Рождаются  новые  формы  мировосприятия,  элементы  произвольности   врешении познавательных задач, интерес к познанию, что  в  целом  и  образуеткультуру познания. Формирование  деятельно-практического  отношения   к   миру   (волевойкультуры). Здесь ребенок приобщается к  тем  социально  выработанным  формамактивности, которые образуют способы  направленного  преобразования  мира  -способы  постановки  цели  (целеполагание),  выбора  средств  и  определенияочередности   и    последовательности    их    применения    (планирование),прогнозирования возможных эффектов  действий.  Ребенок  учится  преодолеватьтрудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Конечно,   все   эти   действия,   характеризующие   высокий   уровеньпроизвольности поведения,  свойственные  зрелой  личности,  только  начинаютформироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных  формахи, главное,  еще  не  представляют  собой  целостной  системы,  определяющейповедение ребенка. Обучение   основам   целеполагания,   планирования,   прогнозирования,контроля  и  оценки  результатов  и  их  последствий  осуществляется   черезсочетание  игровых  и  неигровых  моментов;  распределение   функций   междувзрослыми и детьми. Одним из наиболее эффективных средств  формирования  произвольности  вдошкольном  возрасте  являются  игры  с   правилами,   которые   организуют,регулируют  действия  ребенка,  ограничивают  его  спонтанную,  импульсивнуюактивность. Правила игры становятся той  "точкой  опоры",  с  которой  можносопоставить свои действия, осознать и оценить их.  Осознавая  правила  игры,дети начинают подчинять им свои собственные действия. В результате складываются  предпосылки  возникновения  познавательной,волевой и эмоциональной саморегуляции. Формирование  культуры  чувств.  Цель  обучения  в  данном  случае   -согласование рождающихся у ребенка  эмоций  с  социально  заданными  формами^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к  миру  другихлюдей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок  открывает  для  себягамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение  кокружающему. Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость  познания,красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Осваивается язык эмоций. Обогащается  регистр  человеческих   переживаний,   их   осознание   ипотребность в овладении собственными  эмоциями,  т.  е.  рождается  культурачувств. Единство воспитания и обучения. Условием такого единства является общий подход к  отбору  материала  иорганизации  воспитания  и  обучения.  При  этом   необходима   максимальнаяреализация тех возможностей ребенка, которые  формируются  и  проявляются  вспецифически "детских" видах  деятельности.  Такая  реализация  предполагаетобогащение содержания и  форм  детской  деятельности,  что  достигается  припомощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их  апробация  вреальной практике детского сада образуют  актуальнейшую  задачу  современнойдошкольной педагогики и психологии. В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизнияркими, необычными,  интересными  событиями  -  делами,  встречами,  играми,приключениями. Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать вмире искусства, во  всем  его  разнообразии  и  богатстве.  Ничто  не  можетсравниваться с ним по силе  воздействия  на  растущего  человека.  Искусствоявляется уникальным  средством  формирования  важнейших  сторон  психическойжизни  -  эмоциональной  сферы,   образного   мышления,   художественных   итворческих способностей. Именно в дошкольном  детстве  закладываются  основыэстетического сознания, художественной культуры,  появляется  потребность  вхудожественной деятельности.  В  связи  с  этим  необходимо  насыщать  жизньребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра,  танца.  Важнообогащать  формы  ознакомления  детей   с   искусством,   включать   его   вповседневную   жизнь,   создавать   условия   для   детского   эстетическоготворчества. Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях. Открывающаяся  перспектива.  Дошкольники  приобретают  новые   знания,умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед  нимигоризонты  новых  знаний,  новых  способов  деятельности,  побуждает   детейстроить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения  ковсе новым знаниям. "Равноценность  представленности  основных   сфер".   Согласно   этомупринципу каждому ребенку должны быть предоставлены  равные  возможности  дляосвоения  основных  сфер  жизнедеятельности  ("природа"  "рукотворный  мир","общество", "я сам"), "Свободный выбор". Если воспитатель стремится что-то  внушить  ребенку(те или иные  взгляды,  ориентации,  вкусы),  то  это  должно  иметь  прямоеотношение к формированию  базиса  личностной  культуры.  За  пределами  этойзадачи ребенку ничего не  вменяют  в  обязанность,  ничего  не  внушают.  Онрасполагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с  кем  онбудет делать и т. п.). Общей основой воспитания и обучения в детском саду является  овладениеречью. Овладение родным языком как средством и способом  общен