20.08.2010
Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенокориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинаетулавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболееблизких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящимиот собственного тела и извне, складываются начальные формы предметноговосприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождениянаглядно-действенного мышления. Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижениюцели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов. Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется"социальная" улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируетсячувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям,к деятельности, к самому себе в последующей жизни. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал длявозникновения следующих возрастных новообразований. Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир,где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенокпроводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чемсможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной формемышления. Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает ихфизические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве,начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляютсяначала управления собственным поведением (в основном в ответ на указаниявзрослого). Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым. В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал длядальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка,но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся впредшествующий период развития условный план действия воплощается вэлементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивноговоображения; формируются основы символической функции сознания, развиваютсясенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинаетставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позицийдругих и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущегорезультата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,который способен лишь к элементарному различению таких сфердействительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам",к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонахкаждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу"глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известныхпределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (вчастности, воображаемое преобразование действительности), собственноволевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) иэмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказываетсяспособным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований)поведению. Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются отимпульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства(ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируетсярадость от инициативного действия; получают новый толчок развитиясоциальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживаетспособность к отождествлению себя с другими, что порождает в немспособность к обособлению от других, обеспечивает развитиеиндивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний,эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоциистановятся "умными". К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующуюступень образования. На основе детской любознательности впоследствииформируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужитосновой для формирования теоретического мышления; умение общаться совзрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебномусотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолеватьтрудности при решении учебных задач, овладению элементами специальныхязыков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основойусвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.). Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей,мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развитияребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлеченребенок, с кем он ее осуществляет. От особенностей стимулирования или организации деятельности детейвзрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и,таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может бытьи иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойныетенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления изакрепления негативных новообразований, о сути которых должны знатьвзрослые.