Возрастной подход в воспитании и обучении детей

20.08.2010 Познавательное  развитие.  К  концу   первого   года   жизни   ребенокориентируется  в   элементарных   свойствах   окружающей   среды;   начинаетулавливать значение отдельных обращенных  к  нему  слов,  выделяет  наиболееблизких людей; появляются элементы различения между  ощущениями,  исходящимиот собственного тела  и  извне,  складываются  начальные  формы  предметноговосприятия. К  концу  младенчества  появляются  первые  признаки  зарождениянаглядно-действенного мышления. Развитие произвольности. Формируются движения,  ведущие  к  достижениюцели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов. Эмоциональное  развитие.  В  первой  трети   младенчества   появляется"социальная" улыбка, призывающая взрослого к  ответной  улыбке.  Формируетсячувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения  к  людям,к деятельности, к самому себе в последующей жизни. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает  в  себе  потенциал  длявозникновения следующих возрастных новообразований. Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть  мир,где  каждая  вещь  что-то  означает,  для  чего-то  предназначена.   Ребенокпроводит различия между людьми, занимающими определенное место в  его  жизни("свои" и "чужие"); осваивает собственное  имя;  формирует  представление  о"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит  к  себе,  о  чемсможет  сказать  "мое").  Развиваются  предметное  восприятие  и   наглядно-действенное  мышление.  Происходит   переход   к   наглядно-образной   формемышления. Развитие произвольности.  Действуя  с  вещами,  ребенок  осваивает  ихфизические  свойства,  учится  управлять  их  перемещением  в  пространстве,начинает координировать свои движения; на основе овладения речью  появляютсяначала управления собственным поведением (в основном  в  ответ  на  указаниявзрослого). Развитие переживаний. Возникает чувство автономии  и  личной  ценности(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым. В дошкольном детстве (от  3  до  7  лет)  складывается  потенциал  длядальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии  ребенка,но и может выступать как  релятивный  (все  можно  всем);  складывающийся  впредшествующий  период  развития  условный  план  действия   воплощается   вэлементах образного мышления, воспроизводящего и  творческого  продуктивноговоображения; формируются основы символической функции сознания,  развиваютсясенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода  ребенок  начинаетставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее  с  позицийдругих и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ  будущегорезультата продуктивного действия. В отличие от  ребенка  раннего  возраста,который   способен   лишь   к   элементарному    различению    таких    сфердействительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я  сам",к концу дошкольного возраста формируются представления о различных  сторонахкаждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему  этапу"глобальной подражательности" взрослому,  может  противостоять  в  известныхпределах  воле  другого  человека;  развиваются  приемы  познавательной   (вчастности,   воображаемое   преобразование   действительности),   собственноволевой (инициатива, способность  заставить  себя  сделать  неинтересное)  иэмоциональный (выражение своих чувств)  саморегуляции.  Ребенок  оказываетсяспособным  к  надситуативному  (выходящему  за  рамки  исходных  требований)поведению. Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка  все  больше  освобождаются  отимпульсивности,    сиюминутности.     Начинают     закладываться     чувства(ответственности,  справедливости,  привязанности  и  т.  п.),   формируетсярадость  от  инициативного  действия;   получают   новый   толчок   развитиясоциальные эмоции во взаимодействии со  сверстниками.  Ребенок  обнаруживаетспособность  к  отождествлению  себя  с  другими,  что   порождает   в   немспособность    к    обособлению    от    других,    обеспечивает    развитиеиндивидуальности.    Возникает    обобщение     собственных     переживаний,эмоциональное предвосхищение результатов чужих  и  своих  поступков.  Эмоциистановятся "умными". К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на  следующуюступень  образования.  На  основе  детской   любознательности   впоследствииформируется интерес к учению; развитие познавательных способностей  послужитосновой  для  формирования  теоретического  мышления;  умение  общаться   совзрослыми   и   сверстниками   позволит   ребенку   перейти    к    учебномусотрудничеству;  развитие  произвольности  даст   возможность   преодолеватьтрудности  при  решении  учебных  задач,  овладению  элементами  специальныхязыков,  характерных  для  отдельных  видов  деятельности,  станет   основойусвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.). Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде  возможностей,мора  осуществимости  которых  определяется  социальной  ситуацией  развитияребенка, тем, кто и как  воспитывает  его,  в  какую  деятельность  вовлеченребенок, с кем он ее осуществляет. От особенностей  стимулирования  или  организации  деятельности  детейвзрослыми зависит успех в психическом  и  физическом  развитии  ребенка,  и,таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может  бытьи иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или  застойныетенденции); каждому  шагу  развития  сопутствует  возможность  проявления  изакрепления  негативных  новообразований,  о  сути  которых   должны   знатьвзрослые.