20.08.2010
Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опытприобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди нихпознавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себяпервооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектаминеживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяетпростейшие закономерности, осознает их непреложный характер, Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться кприродной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатствоприроды. Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочностьявлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому,чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира иодушевляет их. Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка,которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и болеесложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своихпереживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений,создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый даеткаждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным кпроисходящему. В результате формируются начала экологического сознания. Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности. Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новыхзнаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к тому, чтоизвестно другим;перед ним приоткрывается значимость учения. Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, чтодоступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить. Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты,совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникаетчувство уважения к мастерству. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общениес искусством. Формируются начала духовности как свойства сознания. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям).Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация наточку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение кдействию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественнойжизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное пониманиеколлективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальноемышление. Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать наокружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;передавать свои знания, опыт другому. Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такиеже, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувствозначимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; наоснове сопереживания рождается сочувствие и сорадость. Формируются начала нравственного сознания. Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя измира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же времявозникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаютсяпервые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни исмерти, к бессмертию. Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникаетстремление действовать "как все". Ценности переживания: чувство физической и психологическойзащищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущениесобственного тела и владения им;наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил. Формируются начала самосознания личности.