Воспитание дошкольников

20.08.2010 Отношение  к  природе.  Здесь  ребенок  приобретает   начальный   опытприобщения  к  широкому  кругу   общечеловеческих   ценностей.   Среди   нихпознавательные    ценности:    ребенок     начинает     чувствовать     себяпервооткрывателем,  испытывает  радость  экспериментирования   с   объектаминеживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое  в  новом;  вычленяетпростейшие закономерности, осознает их непреложный характер, Ценности преобразования: возникает  стремление  бережно  относиться  кприродной  среде,  сохранять  и  умножать,  по  мере  своих  сил,  богатствоприроды. Ценности  переживания:  ребенка  манит  таинственность,   загадочностьявлений природы, он проникается ее  красотою,  близостью  ко  всему  живому,чувствует  свою  общность  с  предметами  и  явлениями  окружающего  мира  иодушевляет их. Условие  формирования  этих  ценностей  -  любознательность   ребенка,которая может быть  направлена  взрослым  к  объектам,  все  более  и  болеесложным  и  разнообразным.  Взрослый  вовлекает  ребенка  в  область   своихпереживаний по поводу  красоты,  величия,  многообразия  природных  явлений,создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом  взрослый  даеткаждому ребенку  почувствовать  себя  "ответственным  лицом",  причастным  кпроисходящему. В результате формируются начала экологического сознания. Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности. Познавательные ценности: у ребенка пробуждается  потребность  в  новыхзнаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к  тому,  чтоизвестно другим;перед ним приоткрывается значимость учения. Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать  то,  чтодоступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить. Ценности   переживания:   ребенок   проникается   чувством    красоты,совершенства  созданных  человеком  вещей,  творений  искусства,   возникаетчувство уважения к мастерству. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общениес искусством. Формируются начала духовности как свойства сознания. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение  к  другим  людям).Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация наточку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние,  отношение  кдействию другого как поступку. Формируется интерес к  событиям  общественнойжизни в стране, в родном городе. Складывается  все  более  полное  пониманиеколлективных  взаимоотношений  между  сверстниками,  развивается  социальноемышление. Ценности   преобразования:   ребенок   стремится   воздействовать   наокружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и  помогать  им;передавать свои знания, опыт другому. Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с  ним  люди,  такиеже, как и  он,  и  в  то  же  время  отличные  от  него;  рождается  чувствозначимости другого;  переживания  приобретают  личностную  окрашенность;  наоснове сопереживания рождается сочувствие и сорадость. Формируются начала нравственного сознания. Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя измира. Он  начинает  осознавать,  что  непохож  на  других.  В  то  же  времявозникает интерес к своей жизни (биография) и  жизни  близких.  Пробуждаютсяпервые представления о Родине, о будущем,  возникает  отношение  к  жизни  исмерти, к бессмертию. Ценности преобразования: на основе потребности в  признании  возникаетстремление действовать "как все". Ценности   переживания:   чувство   физической    и    психологическойзащищенности;  полнота   разнообразных   чувств,   раскованность,   ощущениесобственного тела и владения им;наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил. Формируются начала самосознания личности.