Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

20.08.2010 Учебно-дисциплинарная модель  характеризуется  следующими  признаками.Цель - вооружить детей знаниями, умениями и  навыками;  привить  послушание;лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай,  как  я!".  Способыобщения - наставления, разъяснения, запрет, требования,  угрозы,  наказания,нотации, окрик. Тактика - диктат и  опека.  Задача  педагога  -  реализоватьпрограмму,   удовлетворить   требованиям   руководства   и    контролирующихинстанций. Методические указания превращаются в этих условиях  в  закон,  недопускающий каких-либо исключений.  Складывается  взгляд  на  ребенка  всеголишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы  работы  сдетьми, и  прежде  всего  занятия',  строящиеся  по  типу  школьного  урока.Активность самих детей подавляется в угоду  внешнему  порядку  и  формальнойдисциплине.  Игра  как  основной  вид  детской  деятельности  ущемляется  вовремени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках этой модели произведения искусства используются  взрослыми  вутилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения  вниманияребенка  от  нежелательного  поведения,  что  выхолащивает  гуманистическую,общеразвивающую сущность искусства. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых  и  детей.  Детитеряют инициативу; а в дальнейшем у  них  появляется  негативизм.  Возникаетиллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных  воздействий.За пределами контакта с  воспитателями  поведение  детей  резко  меняется  иможет не иметь  ничего  общего  с  ожидаемым  и  должным.  Послушание  детейзачастую лишь свидетельство освоения  ими  умения  жить  согласно  "двойномустандарту" - "для себя" и "для тети". Личностно-ориентированная  модель  составляет   альтернативу   первоймодели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом  ине над,  а  вместе!"  Его  цель  -  содействовать  становлению  ребенка  какличности.  Это  предполагает  решение  следующих  задач:  развитие   доверияребенка к миру, чувства радости  существования  (психологическое  здоровье);формирование  начал   личности   (базис   личностной   культуры);   развитиеиндивидуальности  ребенка.  Воспитывающий  не  подгоняет  развитие   каждогоребенка к определяемым  канонам,  а  предупреждает  возникновение  возможныхтупиков личностного развития  детей;  исходя  из  задач,  максимально  полноразвернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются  некак цель, а как средство полноценного  развития  личности.  Способы  общенияпредполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения  и  неигнорировать  его  чувства  и  эмоции.  Тактика  общения  -  сотрудничество.Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив  его  дальнейшегоразвития как полноценного  члена  общества.  Взрослые,  приобщая  ребенка  кискусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают  условия  дляполноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного  наслажденияискусством,   для   проявления   и   развития   творческих,   художественныхспособностей ребенка. Взгляд на ребенка  как  на  полноправного  партнера  вусловиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Исключительное значение  в  педагогическом  процессе  придается  игре,позволяющей  ребенку  проявить  собственную   активность,   наиболее   полнореализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого  сдетьми и самих детей друг с другом, становится основной  формой  организациидетской жизни. Ожидаемые результаты -  расширение  степеней  свободы"  развивающегосяребенка (с учетом его возрастных особенностей):его   способностей,   прав,   перспектив.    В    ситуации    сотрудничествапреодолевается возможный  эгоцентризм  и  индивидуализм  детей,  формируетсяколлектив. Их воображение и мышление, не скованные  страхом  перед  неудачейили  насмешкой,  раскрепощаются.  Развиваются  познавательные  и  творческиеспособности. Личностно-ориентированная  модель  общения  ни   в   какой   мере   непредполагает  отмены   систематического   обучения   и   воспитания   детей,проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и  тогофакта, что общественное дошкольное воспитание является первым  звеном  общейсистемы народного образования и  в  качестве  такового  обеспечивает  первыйэтап становления развитой личности. Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения  .детей  являетсязабота общества об их здоровье.