20.08.2010
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками.Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!". Способыобщения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания,нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализоватьпрограмму, удовлетворить требованиям руководства и контролирующихинстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, недопускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всеголишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы сдетьми, и прежде всего занятия', строящиеся по типу школьного урока.Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальнойдисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется вовремени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми вутилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения вниманияребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую,общеразвивающую сущность искусства. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Детитеряют инициативу; а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникаетиллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий.За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется иможет не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детейзачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно "двойномустандарту" - "для себя" и "для тети". Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первоймодели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом ине над, а вместе!" Его цель - содействовать становлению ребенка какличности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверияребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);формирование начал личности (базис личностной культуры); развитиеиндивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждогоребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможныхтупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полноразвернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются некак цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общенияпредполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и неигнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество.Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшегоразвития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка кискусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия дляполноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслажденияискусством, для проявления и развития творческих, художественныхспособностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера вусловиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре,позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полнореализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого сдетьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организациидетской жизни. Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы" развивающегосяребенка (с учетом его возрастных особенностей):его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничествапреодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируетсяколлектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачейили насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческиеспособности. Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере непредполагает отмены систематического обучения и воспитания детей,проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и тогофакта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общейсистемы народного образования и в качестве такового обеспечивает первыйэтап становления развитой личности. Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения .детей являетсязабота общества об их здоровье.