Единство воспитания и обучения

20.08.2010 В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизнияркими, необычными,  интересными  событиями  -  делами,  встречами,  играми,приключениями. Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать вмире искусства, во  всем  его  разнообразии  и  богатстве.  Ничто  не  можетсравниваться с ним по силе  воздействия  на  растущего  человека.  Искусствоявляется уникальным  средством  формирования  важнейших  сторон  психическойжизни  -  эмоциональной  сферы,   образного   мышления,   художественных   итворческих способностей. Именно в дошкольном  детстве  закладываются  основыэстетического сознания, художественной культуры,  появляется  потребность  вхудожественной деятельности.  В  связи  с  этим  необходимо  насыщать  жизньребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра,  танца.  Важнообогащать  формы  ознакомления  детей   с   искусством,   включать   его   вповседневную   жизнь,   создавать   условия   для   детского   эстетическоготворчества. Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях. Открывающаяся  перспектива.  Дошкольники  приобретают  новые   знания,умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед  нимигоризонты  новых  знаний,  новых  способов  деятельности,  побуждает   детейстроить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения  ковсе новым знаниям. "Равноценность  представленности  основных   сфер".   Согласно   этомупринципу каждому ребенку должны быть предоставлены  равные  возможности  дляосвоения  основных  сфер  жизнедеятельности  ("природа"  "рукотворный  мир","общество", "я сам"), "Свободный выбор". Если воспитатель стремится что-то  внушить  ребенку(те или иные  взгляды,  ориентации,  вкусы),  то  это  должно  иметь  прямоеотношение к формированию  базиса  личностной  культуры.  За  пределами  этойзадачи ребенку ничего не  вменяют  в  обязанность,  ничего  не  внушают.  Онрасполагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с  кем  онбудет делать и т. п.). Общей основой воспитания и обучения в детском саду является  овладениеречью. Овладение родным языком как средством и способом  общения  и  познанияявляется одним из самых важных приобретений ребенка  в  дошкольном  детстве.Именно  дошкольное  детство  особенно  сензитивно  к  усвоению  речи:   еслиопределенный уровень овладения родным языком не достигнут к  5-6  годам,  тоэтот путь, как правило, не может  быть  успешно  пройден  на  более  позднихвозрастных этапах. Формирование возможностей речевого общения  дошкольников  предполагаетвключение  в  жизнь  ребенка  в  детском  саду  специально  спроектированныхситуаций общения (индивидуальных  и  коллективных),  в  которых  воспитательставит определенные задачи развития речи, а ребенок  участвует  в  свободномобщении.  В  этих  ситуациях  расширяется  словарь,  накапливаются   способывыражения замысла, создаются условия для совершенствования  понимания  речи.При организации совместных специальных игр  ребенку  обеспечены  возможностьвыбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в  решение  общейзадачи - в таких играх у детей развивается способность выражать  собственныемысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Развитие  родной  речи  детей,  овладение  богатствами  родного  языкасоставляет  один  из  основных  элементов  формирования  личности,  освоениявыработанных ценностей национальной культуры, тесно -связано  с  умственным,нравственным,  эстетическим  развитием,  является  приоритетным  в  языковомвоспитании и обучении дошкольников. Важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных  детскихсадах русскому языку как  языку  межнационального  общения,  а  также  детейнекоренной национальности национальному языку  данной  республики.  Проблемаязыкового развития становится комплексной.  Важно  разработать  единый  циклязыкового  развития  детей  в  рамках  более  общего   цикла   гуманитарноговоспитания и обучения. Описанные условия создают благоприятную ситуацию для воспитания  началинтернационализма,   которое   предполагает   как   общение   детей   разныхнациональностей в пределах детского сада, так и специальное  ознакомление  сжизнью других народов. В детстве положительное отношение к  народам  мира,  интернациональныечувства  закладываются  через  выделение  в  национальном  общечеловеческогоначала: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к  всеобщимгуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение  ребенка  ксвоей  национальной  культуре  -  танцам,   песням,   сказкам,   пословицам,поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на  национальных  особенностях  вущерб идее общности всех людей  на  планете.  Детям  полезно  дать  элементыэтнографических  и  этнопсихологических  представлений  (используя   слайды,кинофильмы о  разнообразии  человеческих  рас  и  национальностей).  Следуетформировать  у  них  представление  о   многообразии   человеческих   языководновременно с положительным отношением к ним. При формировании „базиса личностной культуры рождаются  и  развиваютсятакие главные образующие личности,  как  воображение  и  основанное  на  немтворчество, произвольность в виде способности к  самостоятельным  поступкам,потребность ребенка активно действовать в мире. Воображение  -  основа  активного  участия  ребенка  в  разных   видахдеятельности:     предметно-практической,     игровой,      коммуникативной,эстетической и т. д. Оно включается в  состав  уже  исходных  форм  мышления(наглядно-действенного,  наглядно-образного),   самосознания   (образ   "Я",самооценка и др.), отношений к другому человеку (сопереживание,  сочувствие,понимание). Достаточно развитое воображение позволяет  ребенку  преодолеватьсложившиеся  стереотипы  собственных  игровых  действий,  ролевые   позиции,строить новые сюжеты игры.  На  основе  воображения  ,у  детей  складываютсяпервые проявления творческого отношения к действительности. Творчество  детей  дошкольного  возраста  хотя  и  выступает   еще   внеразвитой форме, однако содержит в себе важные  качества,  которые  создаютвозможность самостоятельно  выходить  детям  за  пределы  знаний  и  умений,полученных от взрослых, создавать  новый  продукт  -  оригинальный  рисунок,новую сказку и т.п. Творческий процесс - это качественный  переход  от  уже  известного  кновому и неизвестному.  У  детей  дошкольного  возраста  это  поиск  другогосочетания красок и форм в изобразительной  деятельности,  новых  способов  впроцессе конструирования, сюжетных линий при сочинении  рассказа  и  сказки,мелодий  в  музыкальной   деятельности.   Высокая   динамичность,   гибкостьпоисковой  деятельности  детей  способствуют  получению   ими   оригинальныхрезультатов  при  выполнении  различных  видов  деятельности.   В   процессетворческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться,  сделать  "нетак, как надо", что имеет существенное  значение  для  развития  смелости  исвободы детского восприятия и мышления. Произвольность  расширяет  возможности  ребенка  сообразовывать   своеповедение с собственными побуждениями и побуждениями  других  людей.  Особоезначение при этом приобретает не только подчинение готовым  правилам,  но  иконструирование  новых  правил,  готовность  принимать  задачи  взрослого  ивыдвигать собственные.  Все  это  обусловливает  развитие  потребности  бытьактивным, познавать и  преобразовывать  мир,  оказывать  влияние  на  другихлюдей и самого себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается  у  ребенкастремлением  быть  непохожим  на  других,   обнаруживать   самостоятельностьповедения, делать по-своему и быть значимым для других людей. Являясь стержнем личности, творческое  воображение,  произвольность  ипотребность самостоятельно действовать образуют совершенно  особую  систему:они самоценны и в то же время не могут  существовать  друг  без  друга;  онинесводимы к прямым результатам педагогических воздействий и в  то  же  времяобусловлены  ими;  они  выражают   своеобразие,   неповторимость   растущегочеловека и в то же время основаны на его общности с другими людьми. Зарождается   индивидуальность   ребенка.   Складывается    собственномежличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не  сводимое  креализации каких-либо специальных  воспитательных  задач  или  дидактическихцелей,  формируется  отношение  полноценного   общения   и   сотрудничества.Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных  контактовмежду  ним  и  взрослым,  а  также  другими  детьми  требует   существенногообновления характера организации жизни ребенка в  детском  саду,  построениеусловий  для  свободного,   не   стесненного   инструкциями   общения,   дляраскрепощения личности ребенка.