Значение дошкольного детства в становлении личности

20.08.2010 Особенностью  этого  периода,отличающей его от других, последующих этапов развития, является то,  что  онобеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения  вдальнейшем любых специальных знаний и навыков  и  усвоения  различных  видовдеятельности. Формируются не  только  качества  и  свойства  психики  детей,которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение  ковсему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы"  на  будущееи  выражаются  в  психологических  новообразованиях,  достигаемых  к   концуданного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются  ковсему  спектру  психических  качеств  ребенка,  но  адресуются   по-разному.Основное  значение   имеют   поддержка   и   всемерное   развитие   качеств,специфических для  возраста,  так  как  создаваемые  им  уникальные  условиябольше не повторятся  и  то,  что  будет  "недобрано"  здесь,  наверстать  вдальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация   специфических   возрастных   возможностей   психическогоразвития  происходит  благодаря  участию  дошкольников   в   соответствующихвозрасту  видах   деятельности   -   игре,   речевом   общении,   рисовании,конструировании, музыкальной  деятельности  и  др.  Организация  этих  видовдеятельности,  руководство  ими,   забота   об   их   совершенствовании,   оприобретении   ими   коллективного   и   (по    мере    накопления    детьмисоответствующего  опыта)   свободного   самодеятельного   характера   должныпостоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными  проявлениямитого, что  именно  традиционно  "детские"  виды  деятельности  соответствуютосновному  руслу  психического  развития  дошкольника,  являются,  с   однойстороны, их безусловная привлекательность для детей  и,  с  другой  стороны,наличие  в  них  начал  общечеловеческого  знания  (общение  и  установлениевзаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода  и  простейшихорудий, планирование действий, построение и реализация  замысла,  подчинениеповедения образцу и правилу и др.). Что   касается   других,   предпосылочных   психических   свойств   испособностей, то  их  формирование  не  должно  идти  во  вред  формированиюкачеств, непосредственно обнаруживающих себя в  сегодняшней  жизни  ребенка.Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое  может  привестик искусственному  ускорению  развития  с  неизбежными  потерями.  Подведениеребенка к психологическим  новообразованиям,  полное  развертывание  которыхосуществляется за пределами дошкольного детства,  должно  осуществляться  невопреки  особенностям  возраста,  а  на  их   основе.   Данные   специальныхисследований и опыт лучших детских учреждений показывают,  что  сама  логикаразвития детских видов деятельности и детских форм познания мира,  если  имиразумно руководить, подводит к зарождению новых  психических  качеств  и,  вконечном счете, к переходу на новую ступень  детства.  Такой  переход  носитскачкообразный  характер,  выступает  в  виде  возрастного  кризиса,   послекоторого  те  психологические  новообразования,   которые   занимали   местопредпосылочных,  становятся стержнем дальнейшего развития. На любой возрастной ступени ребенок приобретает не  только  общие  длявсех  детей  черты  характера,  но  и   свои   собственные,   индивидуальныеособенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только  быть"таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и  быть  неповторимойиндивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов  в  воспитаниии  обучении  детей  может  обеспечить  их   эмоциональное   благополучие   иполноценное психическое развитие.