20.08.2010
Особенностью этого периода,отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что онобеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения вдальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видовдеятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей,которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ковсему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущееи выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концуданного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ковсему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств,специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условиябольше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать вдальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация специфических возрастных возможностей психическогоразвития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующихвозрасту видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании,конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видовдеятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, оприобретении ими коллективного и (по мере накопления детьмисоответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должныпостоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениямитого, что именно традиционно "детские" виды деятельности соответствуютосновному руслу психического развития дошкольника, являются, с однойстороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны,наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установлениевзаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейшихорудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинениеповедения образцу и правилу и др.). Что касается других, предпосылочных психических свойств испособностей, то их формирование не должно идти во вред формированиюкачеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребенка.Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое может привестик искусственному ускорению развития с неизбежными потерями. Подведениеребенка к психологическим новообразованиям, полное развертывание которыхосуществляется за пределами дошкольного детства, должно осуществляться невопреки особенностям возраста, а на их основе. Данные специальныхисследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логикаразвития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если имиразумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, вконечном счете, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носитскачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, послекоторого те психологические новообразования, которые занимали местопредпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития. На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие длявсех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальныеособенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть"таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимойиндивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитаниии обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие иполноценное психическое развитие.