Обучение дошкольников

20.08.2010 Формирование  культуры  познания.  По  мере  расширения   ориентировкиребенка в  природных  явлениях  он  овладевает  представлениями  о  живом  инеживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др. Знакомясь  с  предметами,  созданными  руками  человека,  он  начинаетотличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное  отвоображаемого и т.п. Мир человеческих отношений раскрывается  ребенку  в  представлениях  одобре и  зле,  о  своем  и  чужом,  о  правде  и  лжи,  о  справедливости  инесправедливости и т.д. Свой внутренний мир, свои возрастающие  возможности  раскрываются  дляребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что  значит  думать,предполагать, знать, и др. Здесь - истоки  рождения  высших  психических  функций,  зрелые  формыкоторых появятся позже, в школьные годы. Рождаются  новые  формы  мировосприятия,  элементы  произвольности   врешении познавательных задач, интерес к познанию, что  в  целом  и  образуеткультуру познания. Формирование  деятельно-практического  отношения   к   миру   (волевойкультуры). Здесь ребенок приобщается к  тем  социально  выработанным  формамактивности, которые образуют способы  направленного  преобразования  мира  -способы  постановки  цели  (целеполагание),  выбора  средств  и  определенияочередности   и    последовательности    их    применения    (планирование),прогнозирования возможных эффектов  действий.  Ребенок  учится  преодолеватьтрудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Конечно,   все   эти   действия,   характеризующие   высокий   уровеньпроизвольности поведения,  свойственные  зрелой  личности,  только  начинаютформироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных  формахи, главное,  еще  не  представляют  собой  целостной  системы,  определяющейповедение ребенка. Обучение   основам   целеполагания,   планирования,   прогнозирования,контроля  и  оценки  результатов  и  их  последствий  осуществляется   черезсочетание  игровых  и  неигровых  моментов;  распределение   функций   междувзрослыми и детьми. Одним из наиболее эффективных средств  формирования  произвольности  вдошкольном  возрасте  являются  игры  с   правилами,   которые   организуют,регулируют  действия  ребенка,  ограничивают  его  спонтанную,  импульсивнуюактивность. Правила игры становятся той  "точкой  опоры",  с  которой  можносопоставить свои действия, осознать и оценить их.  Осознавая  правила  игры,дети начинают подчинять им свои собственные действия. В результате складываются  предпосылки  возникновения  познавательной,волевой и эмоциональной саморегуляции. Формирование  культуры  чувств.  Цель  обучения  в  данном  случае   -согласование рождающихся у ребенка  эмоций  с  социально  заданными  формами^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к  миру  другихлюдей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок  открывает  для  себягамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение  кокружающему. Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость  познания,красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Осваивается язык эмоций. Обогащается  регистр  человеческих   переживаний,   их   осознание   ипотребность в овладении собственными  эмоциями,  т.  е.  рождается  культурачувств.