Организация жизни ребенка. Условия развития

20.08.2010 Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника являетсясюжетная игра, специфика которой заключена в  условном  характере  действий.Игра  позволяет  ребенку  в   воображаемой   ситуации   осуществлять   любыепривлекающие его  действия,  ролевые  функции,  включаться  в  разнообразныесобытия. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая  емуощущение свободы,  подвластности  вещей,  действий,  отношений,  позволяющаянаиболее  полно  реализовать  себя  "здесь  и  теперь",  достичь   состоянияэмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу,  построенномуна свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней  развиваютсяспособности  к  воображению,  произвольной  регуляции  действий  и   чувств,приобретается  опыт  взаимодействия  и  взаимопонимания.  Именно   сочетаниесубъективной ценности  игры  для  ребенка  и  ее  объективного  развивающегозначения делают игру наиболее подходящей  формой  организации  жизни  детей,особенно в условиях общественного дошкольного воспитания. В современном детском саду игра  используется  лишь  как  "довесок"  кдидактическому  процессу  приобретения  знаний,  определенных   программнымитребованиями. Воспитатель обычно проводит  с  детьми  игру  так  же,  как  изанятия,  -  определяет  тему,  отводит  каждому  участнику  роль  и  место,предписывает  и  регламентирует  действия,  оценивает  их  правильность.   Врезультате игра в детском саду приобретает  деформированный  вид,  напоминаяфронтальное занятие или навязанную активность. Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенкаи в полной мере выполняла бы  свои  развивающие  функции,  она  должна  бытьсвободной  от  навязанной  взрослыми  "сверху"  тематики   и   регламентациидействий. Ребенок должен иметь  возможность  овладевать  все  более  сложным"языком" игры -  общими  способами  ее  осуществления  (условным  действием,ролевым  взаимодействием,  творческим  построением  сюжета),  увеличивающимисвободу творческой реализации его собственных замыслов. Все это осуществимо при  отказе  от  сложившегося  в  настоящее  времястереотипного  представления  об  игре  как   регламентированном    процессе"коллективной  проработки  знаний"  и  изменении  позиции  воспитателя   прируководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную  детскую  деятельностьи принимая позицию играющего  партнера,  создает  зону  ближайшего  развитиясамостоятельной игры детей. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместнаяигра воспитателя с детьми, где взрослый выступает  как  играющий  партнер  иодновременно  как  носитель  специфического   "языка"   игры.   Естественноеэмоциональное поведение воспитателя,  принимающего  любые  детские  замыслы,гарантирует  свободу  и  непринужденность,  удовольствие  ребенка  от  игры,способствует  возникновению  у  детей  стремления  самим  овладеть  игровымиспособами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться  каксвободная  самостоятельная  деятельность  детей,  где  они  используют   вседоступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют  другс другом, где обеспечивается в известной мере независимый  от  взрослых  мирдетства. Наряду с игрой  немалое  место  в  жизни  ребенка  занимает  свободнаяпродуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и  т.  д.).Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка. Занятия.  Значительное  место  в  жизни  детского   сада   принадлежитзанятиям.  Они  нацелены  на  передачу  педагогом  ребенку  знаний,  умений,навыков. Обычно предполагается, что это  ведет  к  обогащению  физической  идуховной   культуры    ребенка,    способствует    формированию    у    негосамостоятельности, способности к совместной  координированной  деятельности,любознательности.  Однако  преобладающая  практика  такова,  что  содержаниезнаний, передаваемых на занятиях,  подстраивает  ребенка  преимущественно  кзадачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения  занятий  -  прямоевоздействие   педагога   на   ребенка,   вопросо-ответная   форма   общения,дисциплинарные  формы  воздействия  -  сочетается  с  формальными  оценками.Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов. В этих условиях обучение сводится к передаче детям  знаний,  умений  инавыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана  сусловиями жизни детей в детском  саду  и  с  непосредственным  окружением  идолжна быть усвоена "впрок". Вместе с тем овладение знаниями  выступает  какобязательное  программное  требование  и  сопровождается  жесткими   формамиконтроля. Интуитивные знания, полученные детьми в обыденной  жизни,  которыемогли  бы  стать  источником  познавательных   интересов,   игнорируются   изаменяются эрзацем  знаний,  преподносимым  в  готовой  форме.  Естественнаялюбознательность детей при этом подавляется, а развивающий  эффект  обученияоказывается ничтожным и неучтенным. Прямое обучение не должно являться  преобладающей  формой  организациизанятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности. Одним  из  наиболее  эффективных  путей  обучения  детей  на  занятияхявляется  дидактическая  игра.  В  правилах  игры  заложены   педагогическиезадачи,  в  дидактическом  материале  заключены  игровые  способы  действий,которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять  правило,ребенок   осваивает    произвольную    регуляцию    поведения,    овладеваеткоммуникативными  способностями,  учится  согласовывать  свои   действия   сдействиями  партнеров.  В  процессе  оперирования  с  игровым  материалом  уребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться  схемамии моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память,  воображение  -за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий  с  предметами-заместителями.   Необходимо   построение  возможно  более   полной   системыдидактических  игр,  выполнение  ее  недостающих   звеньев   путем   гибкогомодифицирования имеющихся игр  и  создания  новых.  Таким  образом,  игра  всочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия  взрослогообразует специфическую форму обучения  дошкольников  -  своеобразный  синтезигры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление  этих  двухформ обучения. Программа, определяющая содержание занятий, должна быть  ориентированана  усвоение  детьми  представлений,  средств   и   способов   деятельности,необходимых для формирования базиса личностной культуры. Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится  к  областитрудового воспитания. При этом зачастую  игнорируются  собственные  интересыребенка    в    угоду    формированию    ответственности,     настойчивости,дисциплинированности.  В  результате  либо  не  формируется,  либо   угасаетинтерес к  деятельности  взрослых  людей,  выхолащивается  суть  ценностногоотношения к труду и  людям  труда.  Ребенок  приобщается  не  к  свободному,творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду  принудительному,нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания.  Отсюда  -  малочем оправданное отношение к малышу как "трудолюбивому"  или  "ленивому"  ужена четвертом году его жизни; формирование у ребенка на основе  этих  ярлыковэмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям. Необходимо преодолеть узкобытовую ориентацию в организации  предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей  вэту деятельность и  формы  ознакомления  их  с  трудом  взрослых.  Расширитьспектр практических дел путем включения  ребенка  в  сферу  реальных,  а  неискусственно придуманных для него забот  о  других.  Развивать  естественнуюпотребность    детей    подражать    действиям    взрослых;    стимулироватьсамостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически  трудовыеумения и навыки составляют содержание  трудового  воспитания  и  обучения  вдетском  саду,  а  развитие  способности  использовать  вещи  и  орудия   пособственной воле в предметно-практической деятельности. Для педагогической практики типичны детализация  и  увеличение  объемазнаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырье  и  т.  п.),  вкоторых "тонет" человек труда. Вместо этого  детей  нужно  знакомить  с  егоцелями,  трудностями,  решениями,  успехами,  поражениями  и   победами,   спереживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к  этимпредставлениям - совместная практическая деятельность  детей  со  взрослыми,сюжетно-ролевая игра, искусство. Именно в этих видах деятельности и общения развиваются  индивидуально-личностные свойства ребенка, которые не могут  быть  "переданы"  в  процессепрямого воспитания и обучения. В   современной   практике   общественного   дошкольного    воспитанияпреобладает поверхностно понятый  возрастной  подход.  Правильная  по  своейсути,  эта  ориентация  сводится  лишь  к  идее  комплектования   групп   повозрастному  принципу  и  жесткой  возрастной   адресованности   программно-методической документации. Все это ориентирует воспитателя не на  возрастныеособенности конкретного ребенка,  а  на  некий  абстрактный  унифицированныйстандарт, закрывая путь любым проявлениям индивидуального  подхода.  Ребенокживет  будто  в  аквариуме  -  все  моменты  жизнедеятельности  протекают  вокружении взрослых  или  сверстников.  Воспитателю  приходится  искусственноограничивать  время  детей  даже  на   самые   элементарные   нужды.   Режимпревращается  в  самоцель.  Существенно  обеднена  социальная  среда  детей.Ребенка все время "ставят в угол"  -  "игровой  уголок",  "уголок  природы".Оснащение детских учреждений находится на крайне низком уровне. Позиция личностно ориентированной педагогики предполагает, что ребенокрассматривается  в  совокупности  всех  своих   индивидуальных   проявлений,включая возрастные. Таким образом, альтернативным к существующему  положениювыступает  необходимость  смещения   акцента   на   индивидуальный   подход.Возникает необходимость в резком изменении ориентации  воспитателя,  которыйдолжен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те,  которыеу него есть (или отсутствуют) как у обобщенного "пятилетки", "шестилетки"  ит. д. Перестройка организации  жизни  детей  в  детском  саду  начинается  скомплектования  групп.  Необходимо  уменьшить  их  наполняемость,  причем  вмладшем  возрасте  она  должна  быть   менее   плотной,   чем   в   старшем.Целесообразно практиковать временные  объединения  двух  групп,  организацию"спаренных" групп, когда (как это есть в других странах) с  детьми  работаютодновременно два воспитателя, один из  которых  проводит  игры  или  занятияпоочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в  это  время  наблюдаетза свободной  деятельностью  остальных,  осуществляя  индивидуальную  помощьтем, кто в этом нуждается. Возрастная  группа  будет  являться  в  детском  учреждении   основнойорганизационной единицей (общая игровая комната, спальня и  пр.).  В  группепроводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время  группаявляется открытой системой (в  той  мере,  в  которой  это  не  противоречитсанитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть  времени,  включаязанятия, дети могут проводить в разновозрастных  сообществах,  формирующихсявнутри детского сада. Систематические контакты  ребенка  с  разновозрастнымипартнерами полезны для формирования  полноценного  опыта  общения,  открываядополнительные   возможности   его   развития   путем   взаимообучения   привзаимодействии  старших  детей  с  младшими.  Таким  образом,  в  дошкольномучреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от  каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка. Обогащению социального опыта детей способствует не  только  общение  сразными детьми, но и с  разными  взрослыми.  Активное  участие  родителей  вжизни  детского  сада  необходимо  не  только  во  время  отсутствия   детей(родительское  собрание,  мытье  окон  и  пр.).  Оно  формирует  полноценнуюсоциальную среду, способствует установлению единства семьи и детского  сада.Родители в детском саду не посторонние!  Время,  в  которое  родители  могутприводить и забирать детей, четко не регламентируется. Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено местодля разнообразных и свободных проявлений интересов самого  ребенка.  Это  нетолько праздники, но  и  просто  время,  когда  он  может  заниматься  своимлюбимым делом, зная, что ему не будут навязывать  какие-то  другие  занятия.Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка,  чемучаствовать в коллективных действиях. Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена целипсихологического  благополучия  ребенка.   Создание   интерьера   помещений,производство детской мебели, игр и игрушек,  физкультурного  оборудования  испортинвентаря должно  базироваться  на  научных  принципах  -  своеобразной"эргономики детства". Высокая культура интерьера применительно к ребенку  нероскошь, а условие построения "развивающей  среды".  Обогащение  форм  жизниребенка в детском саду требует более гибкого  и  вариативного  использованияпространства.  Альтернативу  жесткой  функциональной  закрепленности  зон  иуголков внутри  помещений  и  участков  составляет  их  приспособленность  кудовлетворению потребностей и интересов самого ребенка,  когда  он  получаетвозможность постоянно  чувствовать  себя  полноправным  владельцем  игрушек,свободно перемещаться по  детскому  саду,  получать  удовольствие  от  жизниокружающих его детей и взрослых.