Ребенок и общество

20.08.2010 "Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество  определяетсвое отношение к детству  исключительно  как  ко  времени  "подготовки",  тоотрицается самоценность  "проживания"  эпохи  детства  ребенком.  Между  темусловие непрерывности образовательного процесса,  связывающее  дошкольные  ишкольные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать  настоящее  лишь  с  позициибудущего. Только отношение "к детству как самоценному времени  жизни  делаетдетей в будущем полноценными школьниками, рождает  такие  долго  действующиекачества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. "Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок -  для  того,чтобы учиться и слушаться". Взаимодействие  взрослых  с  детьми  сводится  ксумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей. Все, что не  входит  вкруг  этих  слагаемых  (например,  проявление  "личных  чувств"  и  т.  п.),становится избыточным. Потребность детей и взрослых в развитии  своих  личных,  неутилитарныхвзаимоотношений приносится  в  жертву  учебно-воспитательному  процессу.  Оттакой жертвы содержание его необходимым образом  дегуманизируется,  из  неговыпадает "человеческий радикал". "Все лучшее - детям!" - пока  этот  лозунг-стереотип  остается  тольколозунгом.   Исходным   пунктом   оценки   этого   предоставления    являетсяэкономический  критерий,   выражающий   готовность   общества   осуществлятьматериальные  вклады  в  детство.  Сказать,  что  в  этой  сфере   действует"остаточный принцип", - это сказать не всю правду.  Дети  получают  "остаткиот  остатков".  Последствия  экономии  на  детстве  (в  таких  сферах,   какобеспечение  материнства,  профессиональная  подготовка   и   переподготовкапедагогов,  пособия  и   технические   средства   обучения,   строительство,пропаганда педагогических и медицинских  знаний  и  т.  п.)  непосредственноотражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка,  навозможности  обеспечить  преемственность  между  различными  периодами   егожизни. Необходимо отказаться  от  "остаточного  принципа"  в  самом  народномобразовании и социальном обеспечении применительно к детям. Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора  превратить  это  право  вобязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей.Ключевые позиции обновления советского детского сада - охрана  и  укреплениездоровья детей (как физического, так и психического),  гуманизация  целей  ипринципов образовательной  работы  с  детьми,  раскрепощение  условий  жизнидетей и работы воспитателей  в  детском  саду,  обеспечение  преемственностимежду всеми сферами социального становления ребенка,  радикальное  изменениехарактера   подготовки   педагогических   кадров,   условий   финансированиядошкольного воспитания и перестройки системы управления.