20.08.2010
"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество определяетсвое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки", тоотрицается самоценность "проживания" эпохи детства ребенком. Между темусловие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные ишкольные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позициибудущего. Только отношение "к детству как самоценному времени жизни делаетдетей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующиекачества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. "Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того,чтобы учиться и слушаться". Взаимодействие взрослых с детьми сводится ксумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей. Все, что не входит вкруг этих слагаемых (например, проявление "личных чувств" и т. п.),становится избыточным. Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарныхвзаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. Оттакой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из неговыпадает "человеческий радикал". "Все лучшее - детям!" - пока этот лозунг-стереотип остается тольколозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления являетсяэкономический критерий, выражающий готовность общества осуществлятьматериальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует"остаточный принцип", - это сказать не всю правду. Дети получают "остаткиот остатков". Последствия экономии на детстве (в таких сферах, какобеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовкапедагогов, пособия и технические средства обучения, строительство,пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственноотражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, навозможности обеспечить преемственность между различными периодами егожизни. Необходимо отказаться от "остаточного принципа" в самом народномобразовании и социальном обеспечении применительно к детям. Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право вобязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей.Ключевые позиции обновления советского детского сада - охрана и укреплениездоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей ипринципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизнидетей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственностимежду всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменениехарактера подготовки педагогических кадров, условий финансированиядошкольного воспитания и перестройки системы управления.