17.02.2013
Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) древом, воссоздавать историю его семьи.
Отвечая на вопрос «Откуда я?», необходимо понимать, что вопрос задан пятилетним ребенком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я.
Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы. Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапывают в землю и т. д.
Как видим, старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших дошкольников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально.
Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу.
Пятилетний возраст - возраст идентификации с взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - к группе мужчин.
Приучайте детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда.
Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка - маме на кухне или в посадке и прополке овощей на огороде.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек.
Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина-суперагент - частый герой. Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершенно взрослыми, а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми.
Пятилетние дети влюбчивы. Девочка пяти с половиной лет влюблена в мальчика 12 лет из семьи близких друзей. Мать, отправляясь в ту семью, всегда спрашивает, передать ли привет ее «герою», а, возвращаясь, говорит, что тот передает ей привет. На это следует всегда одна реакция. Девочка хмуро замечает: «Неправда, он считает меня малявкой», - и разражается слезами.
Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. После ухода гостей девятилетней сестры мальчик пяти с половиной лет убежденно заявляет: «Когда вырасту, женюсь на Ларе». Для пятилетнего мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться ... вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.
Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки - наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды обнаружил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хотя пока и не проявляют открытого протеста, но внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят?
До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.
В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Содержание этого образа у современных детей имеет специфику. Так, они зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься, но фиксируют то, что будут иметь: дом, машину, собаку, а девочки - наряды.
Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушая, чем, давая свои рекомендации.
Происходит поляризация на интеллектуальных детей и детей, лишенных выраженной интеллектуальной направленности.
Ещё одно важное изменение, происходящее в психике ребёнка после 5 лет – это изменение в его отношениях со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьёзное значение в жизни каждого ребёнка.
Прогресс в психическом развитии, наступивший к шести годам, создаёт благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем мире. Ребёнок стремится осмыслить и упорядочить их. Он жаждет поделиться новыми впечатлениями со всеми. Так как у взрослых в детском саду не хватает времени на подробные беседы с каждым ребёнком, сверстник, «распираемый» той же информацией и похожими чувствами и проблемами, становится для ребёнка вполне приемлемым собеседником. В-третьих, развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяет самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. В-четвёртых, интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников.
Всё это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни ребёнка:
изменению роли взаимоотношений со сверстниками в эмоциональной жизни ребёнка и усложнению этих взаимоотношений;
появлению интереса к личности и личным качествам других детей.
По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г.