Мы уже большие

17.02.2013

 

 

 

Именно в этом возрасте разумно планировать рабо­ту по знакомству ребенка с его семейным (генеало­гическим) древом, воссоздавать историю его семьи.

Отвечая на вопрос «Откуда я?», необходимо пони­мать, что вопрос задан пятилетним ребенком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я.

Рассказывайте детям о циклах жизни в мире жи­вой природы. Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапыва­ют в землю и т. д.

 

Как видим, старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших до­школьников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы об­судить волнующие их темы. Но это должно происхо­дить в спокойной обстановке и индивидуально.

 

Выделяйте свободное время для того, чтобы выслу­шать ребенка, поговорить с ним «о жиз­ни», выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу.

 

Пятилетний возраст - возраст идентификации с взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - к группе мужчин.

 

Приучайте детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда.

 

Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка - ма­ме на кухне или в посадке и прополке овощей на ого­роде.

 

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нужда­ются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек.

 

Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. По­лезно, если мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина-супер­агент - частый герой. Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершен­но взрослыми, а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми.

 

Пятилетние дети влюбчивы. Девочка пяти с поло­виной лет влюблена в мальчика 12 лет из семьи близ­ких друзей. Мать, отправляясь в ту семью, всегда спрашивает, передать ли привет ее «герою», а, возвра­щаясь, говорит, что тот передает ей привет. На это следует всегда одна реакция. Девочка хмуро замеча­ет: «Неправда, он считает меня малявкой», - и раз­ражается слезами.

 

Объектом влюбленности может стать человек лю­бого возраста. После ухода гостей девятилетней сест­ры мальчик пяти с половиной лет убежденно заявля­ет: «Когда вырасту, женюсь на Ларе». Для пятилетне­го мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться ... вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые тер­зания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюб­ленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.

 

Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Не­редко мальчики начинают ревновать свою маму к от­цу, а девочки - наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п.

 

Если до сих пор ребенка интересовал преимущест­венно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоеди­няется интерес к взаимоотношениям людей. Дети об­ладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неиск­ренность и перестают доверять человеку, который од­нажды обнаружил ее. Они чувствуют, когда ими пы­таются манипулировать, и хотя пока и не проявляют открытого протеста, но внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят?

 

До сих пор взрослый был безоговорочным и непре­рекаемым авторитетом. В 5 лет появляется критич­ность в оценке ребенком взрослого.

 

В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Содержание этого образа у современных детей имеет специфику. Так, они зачастую не имеют представления о том, чем бу­дут заниматься, но фиксируют то, что будут иметь: дом, машину, собаку, а девочки - наряды.

 

Необходимо говорить с детьми об их планах, боль­ше слушая, чем, давая свои рекомендации.

 

Происходит поляризация на интеллектуальных детей и детей, лишенных выраженной интеллектуальной направленности.

 

Ещё одно важное изменение, происходящее в психике ребёнка после 5 лет – это изменение в его отношениях со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьёзное значение в жизни каждого ребёнка.

 

Прогресс в психическом развитии, наступивший к шести годам, создаёт благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем мире. Ребёнок стремится осмыслить и упорядочить их. Он жаждет поделиться новыми впечатлениями со всеми. Так как у взрослых в детском саду не хватает времени на подробные беседы с каждым ребёнком, сверстник, «распираемый» той же информацией и похожими чувствами и проблемами, становится для ребёнка вполне приемлемым собеседником. В-третьих, развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяет самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. В-четвёртых, интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников.

 

Всё это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни ребёнка:

 

изменению роли взаимоотношений со сверстниками в эмоциональной жизни ребёнка и усложнению этих взаимоотношений;

появлению интереса к личности и личным качествам других детей.

 

По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г.