Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовке руки к письму

Рекомендации

по организации графической деятельности детей и подготовке руки к письму

Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого:

  1. отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;
  2. недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук;
  3. недостаток опыта выполнения графических движений.

В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графический навык на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в ДОУ, но и дома.

Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо:

  • поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям
  • создать необходимые условия (бумага, карандаши и другие «рисующие» предметы);
  • обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;
  • формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т.д.);
  • активизировать интерес ребенка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»; включение графических упражнений в сюжетную игру: выписывание рецептов в игре в больницу, ведение ботового журнала в игре «Морское плавание»);
  • демонстрация заинтересованности занятиями ребенка.

Cледует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Напротив, интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста возникает спонтанно, и уже на шестом году жизни они знают много букв, просят взрослых научить их читать, некоторые овладевают навыком чтения самостоятельно, почти без помощи взрослого.

В дошкольном возрасте активно развиваются физиологические механизмы речи, которые являются основой для усвоения навыков чтения, поэтому 6-7 летний возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению. В этом возрасте нормально развивающийся ребенок легко и с удовольствием учится читать. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят; поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно, и, следовательно, не интересно.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • лепка из глины и пластилина;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
  • выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
  • специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий:

  • вести линию сверху вниз и слева направо;
  • штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.

Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств:

  • способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями;
  • обучаемости;
  • зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки;
  • навыков пространственной ориентации.

Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил.

Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовке руки к письму:

  1. Начиная с первого года жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук.
  2. Основным содержанием занятий с детьми до 3 - 4 лет должно быть формирование функциональной готовности к графической деятельности письма (развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук). В этих возрастах обучение приемам графической деятельности малоэффективно, потому что, во-первых, у ребенка еще слабо развита способность принимать учебную задачу и действовать по образцу, заданному взрослым, и, во-вторых, детская рука физиологически не готова к выполнению сложных графических движений.
  3. Начиная с 4 - 4.5 лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических движений, прежде всего, это штриховка контурных изображений в книжках-раскрасках. Покупая детям этого возраста книги для раскрашивания, необходимо подбирать картинки с небольшим количеством отдельных изображений-силуэтов, с крупными деталями, четко очерченными, «жирными» контурами, доступными для понимания ребенка сюжетами. Перед ребенком ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, без просветов, с одинаковым нажимом, при этом нужно постараться не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, фломастеры больше подходят для рисования и обведения контуров. Можно предложить рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и др.). Детям очень нравится копировать рисунки с помощью копировальной бумаги. Эффективно в этом возрасте и любимое детьми рисование по крупным трафаретам.
  4. На 6-ом году жизни дети рисуют много и с удовольствием. Картинки для раскрашивания могут быть уже более сложными, с большим количеством силуэтов и с более мелкими деталями.

По-прежнему ставятся задачи: аккуратность штриховки и доведение дела до конца. Ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху-вниз), горизонтальными (слева-направо), наклонными (сверху-вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и др.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо и т.д.);линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие, как «Попади в цель», «Дорожки».

Детям этого возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунка по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу.

Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Начиная с 5.5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв (короткая/длинная палочка, короткая/длинная палочка с закруглением внизу/вверху, удлиненная вниз/вверх петля, полуовалы левые/правые, овал). Шестилеткам трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями школы. В этом возрасте дети с удовольствием рисуют по трафаретам.

  1. У 7-летних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в тетради, ребенок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретенные  навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.
  2. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность занятий для детей до 5.5 лет – 5 минут, от 5.5 до 6.5 лет – 10 минут, старше 6.5 лет – 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно-двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины. Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к писчему спазму и стойкому нежеланию выполнять письменные работы в школе. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того, чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий.
  3. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом правильно держал карандаш.