Как планировать свой день - дошкольнику?

Как планировать свой день - дошкольнику?

Когда ребенок еще маленький, мы, родители, планируем все за него. Ставим перед ним задачи, подсказываем шаги выполнения, даем инструкции, как правильно делать, контролируем процесс.

Этот процесс можно изложить на бумаге в виде плана. Если ребенок еще не достиг школьного возраста, то план можно нарисовать, либо сделать веселую аппликацию, чтобы малыш понял, что от него требуется. Младшие школьники частично справляются с этой задачей сами, но в большей степени нуждаются в помощи родителей.

Зачем ребенку прививать навык планирования, когда и так все ясно и понятно, что день запланирован заранее? Он каждый день посещает детский сад или школу. Мама ведет его на подготовительные курсы. Танцы, гимнастика, музыка, хоккей, футбол – это примерный режим дня ребенка. Но при этом родители часто говорят, что ребенок плохо справляется с утренними процедурами, опаздывает в школу, а вечером его трудно отправить вовремя в кровать. Трудности также возникают с организацией порядка, поддержанием чистоты рабочего места, контролем эмоций.

Изначально список дел предназначен для родителей. Но, когда ребенок видит, как мы составляем план дня, он приобретает навык, который будет использовать в дальнейшем для своих нужд. На первом этапе он только знакомится с планированием дел на день, неделю. Дальше его вовлекают в процесс составления дел. Ребенок является полноправным партнером при разработке задач на день. Постепенно он учится организовывать свое время без помощи родителей.

Для большей эффективности список дел лучше разбить на части – утро, обед, вечер.

Список дел на утро лучше всего обговорить заранее с ребенком. Вместе определить порядок действий, время выполнения, чтобы вовремя успеть в школу. Согласно требованиям создать чек-лист и повесить его на видном месте. На первых порах мама напоминает без прямых указаний о последовательности дел на утро. Дело, которое выполняет, ребенок вычеркивает из списка или ставит галочку. Чтобы ребенок почувствовал время выполнения, можно поставить таймер. Например, 8-10 минут на зарядку, 2 минуты почистить зубы, 5 минут проверить портфель, одеться. В течение трех недель у ребенка вырабатывается самостоятельный навык выполнения задач.

Время с утра до обеда занимает школа. Это время четко распределено при помощи дневника. Некоторые дети часто забывают заполнить дневник или не хотят, так как вечером могут позвонить другу/подруге, узнать домашнее задание. В этом случае помогут напоминалки в виде стикеров на учебниках, поощрительная система.

Дела на вечер распределены по приоритетам: домашнее задание, приготовление портфеля, вещей на завтра, выполнение работы по дому, вечерний ритуал. Главный принцип - все дела закрываются до 21.00. План действий, сроки выполнения также обговариваются с ребенком. Чтобы ребенку было легче начать, лучше всего начинать с легких заданий.

Например, после выполнения домашнего задания ребенку необходимо убрать свое рабочее место. Составляем первые шаги:

– Решаем, какие предметы остаются на столе, какие отправляются в ящик.

– Распределяем тетради к тетрадям, книжки к книжкам, карандаши отправляются в стакан для карандашей, цветная бумага, картон - в папку.

– Над столом прикрепляем фотографию, как выглядит стол, приведенный в порядок.

Через пару недель ребенку не придется напоминать об уборке на своем столе. Маленький человек выработал такой навык при помощи планирования.

Список дел на вечер: заранее обговариваются обязанности ребенка по дому (от одного до четырех дел за день). Сколько времени потребуется на выполнение? Когда дело будет выполнено? В списке дел указываются сроки: время, день выполнения этого дела. Ребенок отмечает галочкой - выполнил/ не выполнил. Если выполнил, хвалим, поддерживаем азарт в выполнении заданий. Если не выполнил – ведутся переговоры. Возможно в процессе выполнения у него возникли трудности. Выясняем их, помогаем преодолеть.

Правильное планирование – ключ к успеху. План всегда можно изменить, откорректировать в зависимости от приобретенных навыков ребенка.

Источник: Алла Сипосьева, Университет практической психологии