Как правильно организовать занятия с ребенком дома

Как правильно организовать занятия с ребенком дома

Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребенка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия. Формы занятий могут быть разными:

  • не "привязанные" к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения, и т.п. в повседневной жизни;
  • чтение книг обсуждением, анализом поведения и действий героев, ситуаций, с пересказом, разыгрыванием сценок, чтением наизусть и т.п.;
  • специальные занятия, которые помогут ребенку научиться учиться и т.д.

Чаще всего такие занятия проводятся в детском саду. Но они могут быть организованы и дома, а заниматься с ребенком могут родители или другие родственники.

Правила организации занятий с ребенком:

  1. Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), и желательно проводить их в одно и то же время (оптимальное – в период с 11 до 12 часов или с 15 до 17 часов). Лучше регулярно проводить 15-минутные занятия, чем одно полуторачасовое.
  2. Продолжительность каждого занятия для детей 5-6 лет - 20-25 минут. Можно проводить два занятия с перерывом 15 минут.
  3. Для занятий оборудуйте рабочее место: подберите по росту стол и стул, предусмотрите достаточное освещение.
  4. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Меняйте виды деятельности и место работы (10-15 минут за столом, 10-15 минут на коврике). Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение, позволяет сохранить интерес и работоспособность.
  5. Составьте план занятий (хотя бы на месяц), для того чтобы не перескакивать с одного на другое, а вести работу планомерно и системно. Целесообразно выбрать для таких занятий комплект пособий.

При организации занятий взрослые должны хорошо знать, как сделать работу с ребенком приятной, интересной и эффективной. Пожалуй, самое главное – это тактика общения взрослых и ребенка. И первая проблема, с которой сталкиваются взрослые, - невнимание ребенка к тому, что говорит и показывает взрослый. Нередко трудность ребенка сконцентрировать внимание взрослые расценивают как «нежелание», «недостаточное старание». Однако внимание зависит не только от желания детей, но и от их возрастных возможностей организации внимания, от организации процесса обучения (работы).

Следует учитывать, что ребенок до 4 лет:

  • с трудом переключает свое внимание с одного объекта (человека, игрушки, слова) на другой;
  • не может одновременно слушать инструкцию взрослого и выполнять задание;
  • может быть настолько сосредоточен на выполнении какого-то действия, что просто не слышит взрослого.

Наряду с особенностями внимания при организации занятий следует учитывать и особенности организации деятельности.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок:

  • способен четко удерживать в памяти простую инструкцию, условие задачи, однако чаще не доводит деятельность до конца;
  • легко отвлекается, с трудом переключается на новый вид деятельности;
  • учится планировать свою деятельность, часто работает методом проб и ошибок;
  • уже умеет непродолжительное время (до 5 минут) сосредоточенно, не отвлекаясь работать.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок:

  • способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию (задание);
  • способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);
  • может сосредоточенно, без отвлечений работать 5-10 минут;
  • способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.

У детей разного возраста организация деятельности существенно различается, и поэтому нельзя требовать от ребенка в 4 года то, что ему по силам только в 5-6 лет.

В тех случаях, когда дети испытывают трудности в выполнении заданий, необходимо более подробно разобрать (объяснить) задание, ход его выполнения, возможно, дать сначала аналогичный вариант. Еще один способ преодоления трудностей состоит в определенной последовательности действий, которые выполняет взрослый и ребенок.

Последовательность выполнения задания с ребенком:

  1. Взрослый объясняет ребенку задание. Инструкция должна быть четкой, краткой и понятной. При этом непонятным может быть самое простое, например «скопируй», «срисуй». Если вы просто говорите «срисуй», не оговаривая, «чтобы получилось точно такая же фигура», то ребенок может нарисовать просто похожую фигуру, отличающуюся размерами.
  2. Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы он точно повторил все условия задания.
  3. Взрослый доступно объясняет, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что делать дальше и т.п.)
  4. Взрослый еще раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.
  5. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п.4 и 5)
  6. Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок оценивает задание.
  7. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Обучение ребенка требует от взрослых внимания и терпения. Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по несколько раз отвечать на один и тот же вопрос; не один раз объяснять одно и тоже, без раздражения и нетерпения; проявлять настойчивость в достижении цели. При этом важно помочь ребенку, проявляя гибкость, подсказывая или побуждая к собственному решению.