Правила эффективной работы с ребенком

Правила эффективной работы с ребенком

Основной формой занятий с дошкольниками является игра. Игровая форма занятий – это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того, чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие.

Прежде чем разработать самый простой план занятий, необходимо в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за ребенком, обратить внимание на то, как он говорит, спрашивает, просит, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых.

Правила эффективного наблюдения:

  1. Определите, на какую сторону жизни ребенка будет направлено наблюдение (сегодня, в течение нескольких дней, недели и т.п.) Например, наблюдая за тем, как развита речь, анализируйте различные ситуации – разговор, рассказ, просьбу, общение со сверстниками, со взрослыми, общение в бытовых ситуациях, в игре, во время занятий и т.п. При этом обращайте внимание на правильность произношения, словарный запас, умение правильно строить предложение, задавать вопросы и отвечать на них. Это поможет более четко определить, как сформулировать инструкцию, что объяснять дополнительно и т.д.
  2. Ведите записи во время (после) наблюдения.
  3. Наблюдайте повторно одни и те же ситуации, для того, чтобы понять, насколько типичны те или иные проявления, что осложняет, ухудшает ситуацию, а что, наоборот, успокаивает ребенка. кроме этого, можно увидеть, как изменяется поведение в течение дня, и выделить оптимальное время для занятий.
  4. Во время наблюдения не оценивайте ситуацию, целесообразнее описывать ее. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны. Более подробная запись: отказывается (приходится уговаривать), неловко держит или очень сильно сжимает карандаш (ручку), рука быстро устает, штрихи неровные и т.п.

Результаты подобных наблюдений позволяют определить проблемы, а значит, и направление особого внимания взрослых в процессе занятий, и особенности организации занятий. Например, при трудностях концентрации внимания и высокой отвлекаемости следует исключить громкий звук разговора, радио, телевизора даже в другой комнате. Бегающая вокруг кошка, очки, которые крутит в руках взрослый, - все может быть фактором отвлечения. Занятия с такими детьми должны быть очень короткими – несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание.

  1. В процессе наблюдения важно зафиксировать то, как ведет себя ребенок в случае затруднения (справляется ли сам, бросает работу, отказывается, нервничает, обращается за помощью к взрослым). Это облегчает поиск способов общения с ребенком, позволяет определить тактику и характер помощи.

Затруднения, с которыми сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, а успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.

Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее – ругать ребенка при неудаче или поддерживать. Безусловно, поддержка, подбадривание более эффективны, но в жизни взрослые чаще делают замечания, ругают или всем своим видом показывают неудовольствие. Критические замечания и комментарии типа «Ты вообще не стараешься», «Не хочешь, поэтому и не получается», «Какой ты непонятливый» и т.п. многие взрослые просто не считают негативной оценкой. Чаще всего оценивается результат (при этом задание может быть не по силам ребенку), а не старание, стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых нагативной оценкой, могут привести к ощущению беспомощности, неуспешности, страху вновь сделать ошибку. Ребенок просто отказывается выполнять какие-то задания, заранее считая «У меня не получится». Важно помнить, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.

Дальнейшая адаптация в школе, состояние и поведение ребенка в значительной мере зависят от отношения к нему.

В каждом отдельном случае могут быть свои проблемы и совсем непростые пути решения. Важно уметь видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе такого общения учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогают решать самые сложные проблемы.

Правила эффективной работы с ребенком:

  • Будьте предельно терпеливыми, говорите всегда сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.
  • При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, он позволяет сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
  • Для лучшей концентрации его внимания применяйте систему четких и коротких указаний: «Слушай», «Остановись!», «Запомни!», «Подумай, прежде чем напишешь!» Однако эти указания не должны звучать как воинские команды.
  • Для того, чтобы обратить на себя внимания, используйте систему жестов, мимику: поднимите палец, положите руку на плечо ребенка, покачайте головой и т.п.
  • Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, убедитесь, что каждое слово в задании понятно ребенку.
  • Лучше, если ребенок повторит то, что он должен делать, это поможет установить, понятно ли задание.
  • Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно делать. Тон взрослого при этом должен быть спокойным и доброжелательным.
  • Не переходите к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущий.
  • Для каждой новой работы (даже аналогичной) нужна новая полная инструкция.
  • Не давайте сразу несколько заданий. Если задание большое, разделите его на части.
  • Идти вперед можно только «маленькими шажками». Лучше сделать меньше, но хорошо, чем больше, но плохо.