Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают  этим ценным качеством в равной  мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.
познавательную деятельность - практическую активность, направленную на  познание нового.
познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.
любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.
 Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.

Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.     

         Показатели выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

         Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Как развить мотивы-стимулы у детей дошкольного возраста

         В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

         Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний,  потребность к познанию.

      Есть дети (и их немало), которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы – стимулы в форме побуждения, а также одобрения, стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах и явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений. А также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.

      Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам – это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им.

      Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также небрежные, а порой и неверные ответы - отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?

      Не торопитесь отвечать на вопрос – заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.

      При обучении традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется: Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.

      Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу причинно-следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.

      Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.

      В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи.

      Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержаниядля средней группы - трудового, а для старших дошкольников – интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности. Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во-первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.

      Обучение детей видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.

Содействие становлению учебной мотивации

1. РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ

  • Пробуждайте у детей  познавательный интерес (ежедневное читайте художественную и научно-познавательную литературу с последующим обсуждением; обсуждайте интересные события из жизни страны, города, деревни; разговаривайте о явлениях природы и временах года во время прогулок и др.)
  • Расширяйте кругозор детей.
  • Побуждайте детей задавать вопросы на интересующую их тему и показывайте им, как в книгах (например, в детских энциклопедиях) можно находить ответы на эти вопросы.

2.  ФОРМИРОВАТЬ  МОТИВЫ  ДОСТИЖЕНИЯ ПО ТИПУ «СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ»

  • Уважительно и внимательно относитесь к потребностям и достижениям ребёнка.
  • Эмоционально поощряйте успехи ребёнка и попытки овладеть чем-то новым.
  • Эмоционально поддерживайте ребёнка в его стремлении овладеть чем-то новым, даже если у него не получается достичь хорошего результата.
  • Не ругайте детей за ошибки, а разбирайте эти ошибки вместе с ними, объясняя как надо сделать правильно, и выражайте уверенность, что у ребёнка обязательно получится, если он будет стараться.
  • Пробуждайте у ребёнка желание овладевать чем-то новым (знаниями, умениями, навыками) и повышать уровень своих возможностей в играх с правилами, играх-соревнованиях, детских видах деятельности, детском творчестве.
  • Создавайте ситуации, способствующие положительному эмоциональному переживанию ребёнком своего продвижения в овладении чем-то новым (эмоциональное одобрение достижений ребёнка при других детях и взрослых).
  • Побуждайте ребёнка справляться с трудностями и добиваться результата.
  • Читайте книги о трудностях как естественной, но преодолимой ситуации при овладении чем-то новым.

3.  ФОРМИРОВАТЬ  СОЦИАЛЬНЫЕ  МОТИВЫ  УЧЕНИЯ

  • Создавайте такие условия воспитания и развития ребёнка старшего дошкольного возраста, при которых он будет связывать поступление в школу с началом нового качественного этапа в своей жизни – началом школьного обучения (что возможно только после полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства).
  • Обеспечьте полноценное развёртывание ведущей игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте с прохождение всех стадий развития  игры (только в этом случае к концу старшего дошкольного возраста формируется личностное психологическое новообразование – «внутренняя позиция школьника»).
  • Осуществляйте подготовку к школьному обучению исключительно в форме психологического развития детей с целью формирования психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
  • Не допускайте подмены психологической подготовки к школьному обучению азами школьного обучения.
  • Организовывайте сюжетно-ролевую игру в школу, в процессе которой дети будут знакомиться со школьным образом жизни, с роль ученика и ролью учителя, с обязанностями ученика, с новым положением ребёнка как ученика в обществе взрослых.
  • Читайте детям книги о школе, о первоклассниках.
  • Способствуйте формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика.
  • Объясняйте детям смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребёнок научится читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.)
  • Создавайте у детей установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо интереснее жить.
  • Создавайте у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьёзно учиться, как взрослые.
  1. СПОСОБСТВОВАТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (к 7 годам)
  • Создавайте условия для возникновения соподчинения мотивов поведения и деятельности к 7 годам (разнообразные сюжетно-ролевые игры в группе, игры с правилами).
  • Обучайте детей подчиняться результатам распределения ролей в игре по считалочке или жребию.