Как правильно выбрать игрушку
Когда родители приходят в магазин за новой игрушкой для ребенка, нередко их охватывает оторопь: с прилавков смотрят люди-пауки, динозавры всех размеров, длинноногие красавицы, страшные куклы с землистыми отекшими лицами, интерактивные игрушки, которые сами разговаривают и выражают свою любовь. Кроме того, полки заставлены многочисленными коробками с развивающими играми, обещающими за неделю сделать из ребенка гения. На первый взгляд, такое изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек, однако сделать выбор становится гораздо сложнее. Как правильно сориентироваться в этом бесконечном разнообразии? Как выбрать нужную и полезную игрушку?
Выбор игрушки часто бывает стихийным: либо ребенку что-то приглянулось в магазине, и родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку в соответствии с ее внешним видом, размером и ценой. Отсутствие осмысленных критериев в качестве ориентиров при выборе игрушек, приобретение по принципу «чем больше, тем лучше» приводят к бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а те, что действительно важны для развития ребенка, среди них, к сожалению, отсутствуют. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что игрушка нужна вовсе не для того, чтобы доставить ее обладателю мимолетную радость обладания. Это не просто атрибут детского имущества. Попытаемся разобраться, для чего же в действительности нужны игрушки.
Детская игра – что это такое?
Очевидный и несомненный факт заключается в том, что игрушка – это материал для игры, при этом сам вопрос «Что такое игра?» не так уж прост, как кажется поначалу. В связи с этим, прежде чем обсуждать игрушки, стоит поговорить об игре. Такой разговор особенно важен, поскольку у большинства современных родителей во взглядах на детскую игру имеются два распространенных заблуждения: первое заключается в том, что игра – это приобретение полезных знаний и умений, второе в том, что это забава, отдых, развлечение. Попробуем разобраться.
Развивают ли ребенка развивающие игры?
В течение последнего десятилетия в воспитании маленьких детей возобладала направленность на раннее развитие. Родители начинают целенаправленно развивать ребенка уже с 2–3 лет, а то и раньше. Этому во многом способствует состояние современного рынка игрушек, предлагающего все больше игр, авторы которых обещают развить у малышей внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, причем очень быстро и очень рано. Большинство таких изделий представляет собой наборы для знакомства с новой информацией или тренировки каких-либо навыков. Как правило, это красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся задания или сведения, очевидные для взрослых, но пока неизвестные маленьким детям: о величине и форме предметов, птицах и рыбах, временах года и, конечно же, о буквах и цифрах. Производитель позиционирует их как развивающие игры, подразумевая под развитием ребенка исключительно приобретение им знаний и освоение навыков. Однако это вовсе не так.
Истинное развитие ребенка заключается в появлении у него новых способностей, желаний, интереса и побуждения к действию. Все это выражается в детской инициативности и самостоятельности: ребенок сам что-то придумывает, создает, стремится к чему-то, задает вопросы… Действия ребенка под диктовку взрослого, как и ответы на чужие вопросы (даже правильные), не только не способствуют развитию, но и могут стать тормозом в этом деле, поскольку для малыша выполнение заданий взрослого является бессмысленным. Формальные и ненужные упражнения препятствуют проявлению детьми собственной активности. Они могут утратить интерес к обучению, если их жизнью будут постоянно дирижировать родители, непрерывно подталкивая к тем или иным достижениям.
Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и развитие (в т. ч. с применением игровых технологий), в большинстве своем оказались менее творческими и менее уверенными в себе, более тревожными и невротизированными. Приобретение знаний и умений (например, читать и называть цифры) не дает им никаких преимуществ в умственном развитии и освоении школьной программы.
Маленький ребенок до 6 лет не может сознательно учиться и чувствовать себя свободным и активным, когда его учат. Развитие личности происходит только тогда, когда он может и хочет проявлять самостоятельность, активность, когда ему весело и интересно. Однако здесь возможна другая крайность, которая связана с представлением об игре как о чем-то несерьезном, веселом и совсем необязательном.
Весьма распространенным является мнение родителей об игре как о забаве, развлечении, словом, как о пустом времяпрепровождении, которому они противопоставляют так называемое полезное обучение. Все, что ребенок делает с игрушками – возит машинку, бегает по комнате с пистолетом, раздевает кукол, запускает механического робота, – родители называют игрой. Даже если эти действия однообразны и бессмысленны, они, как правило, довольны и спокойны, потому что ребенок не пристает к ним, самостоятельно развлекается. С этой точки зрения игрушка должна быть максимально забавной, необычной. Однако представление взрослых и детей по поводу забавы часто расходится. То, что взрослым кажется смешным, дети часто воспринимают совершенно серьезно. К тому же далеко не всякое самостоятельное занятие малыша можно считать игрой.
Настоящая игра всегда предполагает сосредоточенность и некоторое напряжение. Это может быть придумывание новых сюжетов или решение каких-то задач, например как из подручных средств построить двухпалубный корабль с парусами, трюмом и отправиться на нем в дальнее плавание с приключениями. Это всегда работа души и ума ребенка, такой труд приносит ему удовольствие. Не зря некоторые психологи утверждают, что игра – это «дитя труда», причем не только физического. В хорошей игре человек одновременно находится и внутри, и снаружи игрового сюжета, а игровая ситуация так же значима для него, как и реальная. Переход из воображаемой ситуации в реальную помогает сформировать воображение, внутренний план действия, образные формы мышления, без которых невозможно ни успешное обучение, ни полноценное развитие.
Игра – это уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. В настоящей, развитой игре дети придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, ведут себя терпеливо или настойчиво (т. е. делают то, на что еще не способны в реальной жизни), и главное – добровольно, без нажима и принуждения.
Еще раз подчеркнем, что все это происходит только в рамках настоящей, развитой игры. Как ни странно, игра может быть хорошей и плохой, развитой и примитивной. В ходе неразвитой игры для ребенка главное – обладать каким-то предметом и совершать действия с ним, а в развитой смысловой центр ситуации переносится с предмета на человека, на отношения между участниками игры. Благодаря этому взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания, он хочет быть взрослее, умнее, сильнее и действовать так же, как взрослый. Важно подчеркнуть, что подобные желания возникают и оформляются именно в ходе игры. Для их реализации ребенок способен преодолевать непосредственные импульсы, учится владеть собой и управлять своим поведением. Не случайно игру называют «школой произвольного поведения». Таким образом, можно уверенно констатировать, что игра – не забава (хотя, играя, дети получают ни с чем несравнимое удовольствие), а прежде всего уникальное средство воспитания и развития личности ребенка.
Критерии выбора игрушки
В последние годы наблюдается стремительное снижение уровня детской игры. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети играют мало, поверхностно и примитивно. Во многом этому способствует неправильный выбор игрушек. Действительно достойные игрушки вытесняются, с одной стороны, дидактическими играми, с другой – технически оснащенными игрушками-забавами.
Несмотря на технический прогресс, законы психического развития, как и законы природы, не изменились. Важнейший закон развития человека заключается в том, что каждый этап взросления основан на предыдущем и создает предпосылки для последующего. Для каждого возраста характерны определенные виды занятий, в ходе которых происходит успешное развитие ребенка. Пропуск или ускоренное преодоление какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформацией дальнейшего развития ребенка.
Возвращаясь к главной теме, отметим, что игрушки нужно рассматривать как своеобразное и в некотором смысле самое распространенное средство развития детей. Их развивающие возможности, а соответственно и достоинства определяются, прежде всего, характером игрового действия и его связью с задачами развития. Именно этот аспект нужно в первую очередь учитывать при выборе игрушек. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности, по возможности творческой и самостоятельной. Отдавая предпочтение какой-либо игрушке, взрослые должны представить себе, что именно ребенок будет делать с ней. Она должна стимулировать его осмысленную инициативу, создавать необходимые условия для развития внешней и внутренней активности, способствовать совершенствованию и становлению новых форм детской деятельности.
Хорошая игрушка, с одной стороны, способствует развитию ребенка, приносит пользу для его будущего, а с другой – доставляет ему удовольствие здесь и сейчас. На первый взгляд эти две функции исключают друг друга, но на самом деле в достойной и своеобразной игрушке они совмещены и даже предполагают друг друга. Для того чтобы стимулировать осмысленную детскую активность, т. е. способствовать развитию ребенка, игрушка должна отвечать его интересам и потребностям, быть привлекательной и пробуждать в нем желание действовать самостоятельно. Таким образом, хорошая игрушка способствует развитию ребенка и стимулирует его к самостоятельной, инициативной игре.
Основные требования, предъявляемые к детской игрушке:
• соответствие возрасту и возрастным задачам развития;
• открытость для разнообразных форм активности ребенка;
• гибкость, простота;
• привлекательность;
• соответствие интересам и смыслам ребенка.
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Первым из предъявляемых к игрушке требований является ее соответствие задачам развития сообразно возрасту, потенциальная возможность стать предметом деятельности ребенка, отвечающей его возрастному развитию. Точное определение возрастного диапазона для конкретной игрушки является далеко не простой задачей. Ее решение предполагает хорошее знание детской психологии, особенностей каждого возраста. Например, действия с предметами, которые являются развивающими для ребенка 2–3 лет, могут оказаться бессмысленными и «отупляющими» для дошкольника 4–5 лет.
Другое важнейшее требование заключается в стимулировании инициативы. Для выполнения такой развивающей задачи игрушка должна быть открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие полезные, но стереотипные действия, могут служить материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Говорящие куклы, мяукающие и прыгающие котики, самодвижущиеся машинки забавляют взрослых и детей, но не стимулируют у последних физическую или умственную активность. Сфера игры – это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Если материал детской игры предполагает строго определенный способ его употребления (как, например, пазлы, заводные или электронные игрушки), то игра становится просто времяпрепровождением, а не сферой проявления детской инициативы. Чем более определенной, сложной и завершенной является игрушка, тем меньше простора она оставляет для детского творчества. Такие игрушки, диктующие малышу, что конкретно нужно с ними делать, предопределяют характер действий ребенка, стереотипные движения. Хорошая игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Так, универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, обычные куклы благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку. Таким образом, важное требование, предъявляемое к игрушке, – открытость для разнообразных действий, гибкость и простота в применении.
Для того чтобы ребенок захотел самостоятельно заниматься игрушкой, она должна быть не только полезной, но и привлекательной. Ее привлекательность для ребенка связана как с физическими качествами (яркими красками, звучанием, сложностью формы и пр.), так и с возможностью совершать с нею определенные действия. Для тех или иных игрушек эта возможность определяется разными качествами. Так, для сюжетных, образных игрушек, прежде всего, важно наличие узнаваемого образа (человека или животного), что вызывает определенное отношение и подсказывает его характер и особенности поведения. Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с ней, и наличием подсказки к действиям. Наполненность смыслом и интересом, соответствующим возрасту ребенка, – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой, вызывающей желание действовать с ней.
Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. Часто дети предпочитают то, что совершенно не подходит им для игры, – монстров, страшилищ, гламурных красоток и пр. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.
Успешность самостоятельного действия с игрушкой также определяется рядом обстоятельств. Поскольку игра подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, материал для нее должен быть пригоден для совершения соответствующих практических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом признаков. Прежде всего это прочность и качество. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная полезность могут нивелироваться несовершенным исполнением, если она быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка. Если колеса машинки плохо крутятся или кнопки на пульте нажимаются с трудом, ребенок испытывает разочарование, а порой и расстраивается. Интерес к такой игрушке у него быстро пропадает.
Соответственно, нужно, чтобы кубики были устойчивыми, колечки пирамидки без труда надевались на стержень, мозаика легко собиралась и разбиралась и т. д. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут способствовать или препятствовать самостоятельным действиям ребенка. Игровой материал должен обладать техническими характеристиками, которые обеспечат легкую возможность действия с ним (устойчивость и подвижность конечностей куклы, соразмерность частей и деталей и т. п.).
Культурные аспекты выбора игрушки
Важно помнить, что игрушка является не только материалом для детской деятельности, но и предметом культуры, вобравшим в себя определенное культурное содержание и передающим его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют определенное воспитательное значение, поэтому их тоже нужно учитывать.
К воспитательным аспектам относится, прежде всего, этический. Игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому, подчеркивать родственное начало в животных, предметах и человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства, такие как насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр. Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.
Практически всегда важен художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Их художественные качества многократно становились предметом искусствоведческих исследований. Они также значимы с психологической точки зрения, поскольку художественные качества игрушки формируют эстетический вкус. Материал, с которым ребенок играет, формирует его взгляд на мир, в частности эстетический, вот почему нужно учитывать красоту, художественность исполнения игрушки, ее эстетическое воздействие на ребенка.
Все перечисленные требования служат ориентирами при выборе игрушек для ребенка. Нужно иметь в виду, что игрушек не должно быть слишком много в его распоряжении, т. к. малыш не в состоянии одновременно удерживать в сознании более 10–12 предметов. Нельзя перегружать его восприятие сотнями ярких вещей.
Избыток игрушек – одна из серьезных проблем современного детства: в среднем в комнате у современного московского дошкольника их находится около 500! Очевидно, что играть с таким количеством игрушек невозможно. Многие из них становятся незаметными, неважными, неразличимыми. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а также на самочувствии и развитии ребенка.
Резюмируя изложенное, дадим главный совет – более тщательно подходить к выбору игрушек, а не одаривать ребенка многочисленными случайными подарками. В рассматриваемой ситуации известный лозунг «Лучше меньше, да лучше» является весьма подходящим.
Источник: Справочник педагога-психолога. Детский сад.
Статья Е.О. Смирновой, профессора, д-р психол. наук,
руководителя московского городского
Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ