Методы и приемы воспитания детей

Методы и приемы воспитания детей

​​​​​​Изучать тактики влияния и арсенал методов - это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски - вещь полезная. Начнем с определения понятий.

Методы воспитания – это способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение - методы воспитания. Приемы воспитания - более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода. Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят, прежде всего, от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности. В свободном воспитании чаще всего используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном - инструкции и система подкреплений.

Прямые и косвенные воспитательные воздействия

Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия - самый простой и вполне эффективный метод.

Ребенок что-то не знает - вы ему рассказали, не доходит - внушили, не понимает - объяснили, не умеет - научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение - направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно - вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное - остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному - отучили. Делает, как следует - его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это – прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания. 

Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути - положительное и отрицательное подкрепление...

Самое распространенное и достаточно эффективное средство - это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций. Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат. Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить - из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.

Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить - важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.

Методов много. Когда какой использовать?

Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.

В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально - использовать то и другое.

Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое - обращаться к ребенку грамотно. Второе - в принципе укреплять свой родительский авторитет.

Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение - спокойно и твердо скажите ребенку то, что вы от него ждете, что ему нужно сделать. Не слушается - не кричите, а повторите. Не слушается – разберитесь в чем дело. Однако, если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, то вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно. К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.

Воспитание через организацию окружения

На ребенка можно влиять прямо, а можно - опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании - управлять окружением ребенка.

Кто воспитывает ребенка - папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток.

Дети - как губка, они легко впитывают в себя все, что видят и слышат вокруг себя. Они впитывают и бормотание телевизора, и рассказы друзей, и анекдоты из интернета, они впитывают и красоту, и грубость. Возможно, вас это огорчит, но чаще всего они впитывают в себя это некритически, не разбираясь, просто пропитываясь тем, что их окружает. Если с ними играют, они учатся играть. Если на них ругаются, то они учатся ругаться.

На самом деле, дети внимательнейшим образом слушают родителей и впитывают практически все, что им говорится. Убедиться в этом легко, только договоритесь с детьми на один день (или хотя бы на час) поменяться ролями: вы, родители, в этот день будете детьми, а дети – родителями. Это нужно видеть! Оказывается, дети великолепно нас копируют. Они начинают говорить, как мы, командовать и ругаться, как мы (если вы ругаетесь), говорить умные наставления, как мы (если вы говорите умные вещи). Вам иногда казалось, что дети вас не слышат, что они пропускают все мимо ушей, что им нужно все повторять по десять раз - нет, все не так.

Я наблюдал, как ребенок разговаривал со своими друзьями, учил их жизни. Он говорил абсолютно папиными формулировками и его же интонациями, убежденно и убедительно, хотя сам папу слушался не всегда. Дети нас слышат и впитывают все, что мы им говорим. Это настолько серьезно, что нужно быть осторожными: наши неаккуратные и грубые формулировки детьми усваиваются так же, как и любой другой наш текст. Когда вы ругаете ребенка, чтобы он убрал свои вещи, вы учите его не столько убирать вещи, сколько ругательным интонациям и резким формулировкам.

Помните! То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.

Источник: Н.И.Козлов «Энциклопедия практической психологии»