Как развивать стрессоустойчивость у детей?

Как развивать стрессоустойчивость у детей?

  • Учите ребенка осознавать собственные эмоции. Когда мы не понимаем, что с нами происходит, то испытываем еще большую тревогу и напряжение. Рефлексия помогает эту тревогу снять. Когда заметно, что с ребенком что-то происходит, нужно помочь ему понять, что именно — он напуган, расстроен, зол, обижен, раздражен, или наоборот, настолько обрадован, что даже растерялся? Эмоций и их оттенков – огромное множество, и все их нужно различать и осознавать. Когда в стрессовой ситуации ребенок осознает, что испугался, ему уже будет намного проще справиться с ситуацией.

  • Учите ребенка брать на себя ответственность за принятое решение. Да, принимать решение бывает страшно, но если знаешь причины, по которым оно принято, тревога становится меньше. Ты понимаешь, зачем и почему ты так сделал.

  • Учите ребенка отдыхать и расслабляться. Относитесь с вниманием к просьбам ребенка передохнуть, он не робот и не может учиться нон-стопом, даже если вы в его возрасте выдерживали и более серьезные нагрузки. Все люди индивидуальны, и ресурсы у всех разные. Позволяйте чаду ничего не делать и самостоятельно решать, как именно ему отдыхать – читать книжку, валяться на диване или играть в компьютерную игру. Ребенок лучше знает, что ему нужно для перезагрузки, просто помогите ему это понять.

  • Вводите ритуалы. Ритуал – это твердая земля под ногами. Когда ребенок знает, что мама обнимет перед сном и почитает книжку, ему гораздо спокойнее. Такие порядки важны в любом возрасте, позвольте ребенку самому определить, что для него нужно и важно, уважайте это решение и старайтесь помогать в выполнении таких ритуалов.

​​​​​​​

  • Следите за физиологическим здоровьем ребенка. Стрессоустойчивость – это про здоровье, ведь только у здорового человека есть ресурсы справляться со стрессом. Голод, недостаток сна, шум, жажда, кислородное голодание, состояние болезни – все это напрямую влияет на способность организма противостоять стрессу, и, конечно, не в пользу организма. Ни о какой стрессоустойчивости не идет речь, когда ребенок голоден, хочет спать, ему холодно или горло болит.

Как помочь ребенку в стрессовой ситуации? 

Что делать, если стрессовая ситуация уже произошла? Главное правило — принимать ребенка и его чувства. Проживать любую травмирующую ситуацию всегда помогают техники арт-терапии: рисование, работа с кинетическим песком, лепка, музыка, работа с голосом. Предложите ребенку нарисовать себя и свои переживания, а затем изменить что-то в рисунке так, чтобы он стал ресурсным – например, если ребенок нарисовал себя под дождем, можно предложить ему что-то дорисовать, чтобы ему стало комфортно, например, зонт, крышу, дождевик.

Важно учить ребенка осознавать свои чувства. Для этого здорово подойдет следующее упражнение: нарисуйте большое облако и предложите ребенку заполнить его ситуациями, в которых он чувствует себя плохо, и описать их. Главное — проговорить и обозначить чувства.

И помните: ребенок во всем старается подражать своим родителям и невольно повторяет их опыт, включая опыт ошибок. Чтобы помочь ребенку, всегда нужно сначала помочь себе. Работайте над собой. Учитесь принимать своего ребенка настоящим, учитесь не создавать стрессовых ситуаций дома, чтобы семья всегда была для него укрытием и убежищем, безопасной зоной, своеобразным ресурсом для развития, в том числе и развития стрессоустойчивости, которая в современном мире очень необходима.