Приучение к порядку и правилам

Приучение к порядку и правилам - специальная работа, работа длительная, ежедневная, ежечасная! Одного рецепта, конечно, нет, так как причины непослушания или неорганизованности ребёнка могут быть разные. Лучше всего помнить о некоторых общих методах и закономерностях.

Начинать надо по возможности рано и делать это систематически. На повседневных уроках ребёнок осваивает беспрекословность взрослого «нет». Так с самого раннего возраста собирается опыт послушания и овладения правилами поведения.

Организовать среду и быт. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Хорошо, когда в семье и детском саду соблюдаются некоторые постоянные «ритуалы» -  укладывание спать, прогулки, прием гостей. Важно чтобы то, что вы от него ждёте, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.

Помочь ребёнку организовать себя. Важно чтобы взрослый был включён в общение с ребёнком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной. Делая что-то совместно нужно:
- говорить с ребёнком доброжелательно,
- подстраиваться под его темп,
- озвучивать и организовывать его действия, помогая ему и в тоже время сохраняя его инициативу,
- планировать следующие шаги.
С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать своё слово, выполнять взятые на себя обязательства. Бесконфликтно приучать ребёнка выполнять своё обещание - важная задача, но она, как и остальные «приучения», требует терпения, деликатности, а иногда и изобретательности родителей

Использовать «внешние средства». Наглядный материал виде картинок, списков, инструкций, расписаний и т.п. напоминает ребёнку что, когда и в какой последовательности надо делать. Это помогает «поймать сразу двух зайцев»: снять нагрузку с родителей и делегировать ответственность ребёнку

Не бояться уроков жизни. Всем известны естественные следствия неорганизованности или непослушания - это наказания, которые исходят от самой жизни. В тех случаях, когда ребёнку не хватает «сознательности», стоит не мешать ему столкнуться с негативными результатом его действий.

Из книги «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» Юлии Гиппенрейтер