Как воспитателю организовать работу с ребенком, который протестует против всего

Когда педагоги сталкиваются с тем, что ребенок протестует против всего, в ход идут самые разные педагогические приемы. Однако даже крайняя мера – беседа с родителями – часто не дает никакого результата. Родители и сами не знают, почему ребенок себя так ведет, и считают это капризом. Как распознать протестное поведение, какие причины его вызывают и что делать воспитателю, чтобы наладить работу с таким воспитанником, – далее в статье.

Воспитанники с протестным поведением могут довести до нервного срыва даже самого спокойного педагога. Ребенок возражает, делает все назло или ничего не делает в ответ на просьбы. Иногда это сопровождается грубостью и даже физической агрессией. Бесконечные уговоры или, наоборот, строгие замечания воспитателя в этой ситуации не помогут – нужно понять причину, почему ребенок протестует.

Признаки активного и пассивного протеста дошкольника

Что делать для решения проблемы?

1. Разобраться в сути протеста

Психологи описывают протестное поведение через функции и цели, для которых оно служит. При помощи протеста ребенок пытается устранить реальную или воображаемую угрозу нарушения личных границ или ограничений спонтанности и свободы. Также часто дети проявляют таким образом свои адаптационные сложности в какой-либо ситуации: во время групповой работы, в период адаптации к детскому саду.

Протестное поведение может выражать накопленное отрицательное отношение к требованиям взрослых, активное или пассивное несогласие с происходящим и предписанными задачами, ролями, отношениями. Причиной протеста может быть также возрастной или личностный кризис.

Важно понимать, что ребенок не протестует в одиночестве – такое поведение адресовано кому-то, то есть оно социально. Вместе с тем причины его в том, как ребенок воспринимает происходящее, в его личностных особенностях – то есть оно психологично.

Протестное поведение – это и мотивационная, и эмоциональная проблема. Ребенку не хватает ни собственной мотивации к определенной деятельности, ни эмоционального настроя. Для него характерно скрытое ожидание провала, неуспеха, конфликта, тяжести, монотонности – неприятных действий и негативных переживаний.

2. Проанализировать ситуацию и выяснить причину

Ребенок реагирует протестом на обстоятельства, в которых он находиться не хочет. Это любые условия, которые не подходят конкретному ребенку, и в которых он не находит других способов проявить свое отношение к ситуации или партнерам по общению кроме протеста. Если же говорить о стойком протестном поведении, которое проявляется регулярно, не менее месяца, то у этого есть несколько наиболее вероятных причин.

  • Неправильные типы воспитания, нарушения в детско-родительских отношениях. Когда уровень опеки, внимания, запретов и санкций не соответствует особенностям и потребностям ребенка, получается либо «передавленный» ребенок, либо ребенок с нехваткой внимания взрослых. Для первого существует слишком много запретов, контроля и санкций, от которых хочется освободиться. Второй в результате ищет «негативное внимание» взрослых.
  • Неправильные воспитательные взаимодействия. Если ребенка приучают к «уговариванию» или невольно подкрепляют истерики и бунты, после которых взрослый меняет решение, он запоминает модель протестного поведения как эффективную. Например, родитель что-то запрещает, ребенок бунтует, родитель снимает запрет. Ребенок привыкает демонстрировать протест и несогласие, чтобы воздействовать на взрослого. Со стороны педагогов неправильно общаться с детьми в устрашающем или избыточно «сюсюкающем» тоне. Протест может быть реакцией на негативное отношение и пренебрежение воспитателя, на слишком многословные и грубые высказывания в адрес ребенка или, наоборот, на слишком «детский» тон.
  • Возрастной или личностный кризис. Личностный кризис может быть связан с конфликтами или переменами в семье, например, когда у ребенка появляется брат или сестра. Другой причиной могут быть непереносимые для ребенка нагрузки. Признаки протестного поведения в период кризиса – в таблице.
  • Общее эмоциональное неблагополучие ребенка. Воспитателю следует обратить внимание на невротические состояния, повышенную агрессивность ребенка. При таких состояниях важно найти общую причину, а не пытаться снимать протестное поведение само по себе.
  • Нарушения развития. Причиной протестного поведения могут быть нарушения, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к протесту. Например, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы при олигофрении, сложности социального взаимодействия при РАС, ранние проявления расстройств личности. Также протест может указывать на трудности произвольного управления поведением при СДВГ или органической неполноценности нервной системы.
  • Сложность дела, которое предстоит выполнить. Ребенок предчувствует неудачу и порицание, чувства вины и стыда. В этом случае протестное поведение – попытка не оказаться в ситуации, где он будет неуспешен. Также протест может быть реакцией на то, что ребенку не по силам выполнить задание. Например, если начать обучать ребенка чтению слишком рано, он может отказываться читать – ему будет неприятен процесс, который требует слишком много усилий.
  • Сложная ситуация. Ребенок может запротестовать, если оторвать его от привлекательного занятия, если он устал, не выспался, ударился, обиделся на сверстника. Любые негативные эмоции и переживания могут вызвать протестное поведение – как и у взрослых.

Причин для протестного поведения много. Поэтому без тщательного анализа ситуаций и психологического обследования ребенка установить и устранить источники протеста трудно. Однако есть способы, которыми может воспользоваться воспитатель, чтобы здесь и сейчас уменьшить протестное реагирование.

3. Сформулировать проблему

Протестные дети очень разные. У них может быть разный уровень интеллекта, социального развития, дружелюбия, агрессивности, успешности. Сложности, которые возникают у воспитателей, связаны не с характером или качеством развития ребенка, а с его внешним поведением и реагированием.

Протестные дети выдают большую реакцию в ответ на типовое воздействие. То есть воспитатель сталкивается с ситуацией, когда привычные профессиональные действия дают непривычно проблемный эффект. Часто после этого педагог пытается изменить ситуацию, и тем самым давит на ребенка. В итоге проблемность ситуации нарастает – ребенок еще больше сопротивляется.

Все осложняется тем, что у воспитателя есть множество других обязанностей, а в момент протеста одного ребенка ему приходится справляться с реакциями других воспитанников, сохранять самоконтроль. Кроме того, из-за стойкого протестного поведения могут осложняться и портиться отношения воспитателя с ребенком, его семьей. В итоге растет негативная эмоциональная нагрузка, ускоряется выгорание, медленнее восстанавливаются психологические ресурсы.

4. Использовать особые приемы

Как бы ни было трудно, в работе с непослушным ребенком нельзя выходить из себя. Есть ряд правил, которым должны следовать педагоги, чтобы общаться с такими детьми продуктивно и спокойно, не давать повода для новых протестов. Стоит отставить личное негодование в сторону и действовать обходными путями.

  • Не упорствуйте в своем недовольстве поведением ребенка. Не нужно многократно повторять указание и увеличивать меру его негативной эмоциональной окраски: «Саша! Саша, я тебе сказала! Я кому говорю! Да что это за ребенок такой! Все уже сделали, а он еще нет! Это безобразие, маме все передам, а тебя в ясельную группу скажу перевести». Это пример неправильного воспитательного взаимодействия, которое будет вызывать только новые протесты.
  • Давайте больше свободы и самостоятельности. Это базовое правило, которое можно реализовать множеством индивидуальных вариантов. Уменьшите давление – уменьшится сопротивление. Дети чувствуют себя лучше и легче идут на сотрудничество, если у них в течение дня есть «психологическая подзарядка»: свободная игра, время на свои интересы, возможность в чем-то полностью самостоятельно распоряжаться своим временем. Поэтому следует внимательно проанализировать режим ребенка, нагрузку в группе, количество и интенсивность занятий. 

При высоких нагрузках нужно чередовать умственные и физические задания, чаще делать маленькие паузы и находить возможность для свободных «переменок»: время, когда дети будут делать, что хотят. Если программа в группе построена таким образом, что свободного времени мало, надо найти возможность для свободы ребенка в чем-то другом. Например, не предъявляйте требований к одежде и разрешите приходить в костюмах любимых персонажей.

  • Все чувства можно выражать, но некоторые действия под запретом. Это правило сформулировали А. Фабер и Э. Мазлиш. Оно означает, что в тех ситуациях, когда ребенок противится, дайте ему выразить эмоции. Помогите ему описать свое состояние: задайте вопрос или выскажите предположение: «Ты злишься?», «Ты не хочешь?», «Устал?», «Тяжело?», «По-моему, ты грустишь», «Обидно, когда приходится бросать игру».

Выслушайте ответ ребенка, не перебивайте, сочувственно кивните и скажите, что вы понимаете его. Затем объясните необходимость и неизбежность того, что ребенок не хочет делать: «Представляю, как это неприятно, только все равно надо одеться», «Бедняга, ой бедняга, ну, давай одеваться, иначе замерзнешь».

Задайте вопрос: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Психологи часто рекомендуют задавать этот вопрос, когда речь идет о негативных эмоциональных всплесках у ребенка. Вопрос дает воспитаннику понять: взрослому важно, что он чувствует. Далее этот вопрос помогает переключиться с эмоциональных реакций на рациональные. Нельзя встречать ответ ребенка насмешками или уговариванием. Проявите внимание к тому, что он скажет и какую эмоцию проявит.

  • Фокусируйтесь на том, что хорошо и нужно сохранять, а не на том, что хотите устранить. Во взаимодействии с детьми всегда следует помнить, что внимание взрослого – это награда и один из лучших способов подкрепить поведение ребенка. Что взрослый отмечает и вознаграждает вниманием, то и будет повторяться. Поэтому не вспоминайте случаи протестного поведения, а попробуйте найти в действиях ребенка то, что можно считать позитивным. «Ты ведь обычно меня слушаешь», «Ты такой славный мальчик», «Ты так быстро находишь свою куртку» – подобными похвалами вы закрепите хорошее поведение и свой положительный образ.
  • Давайте положительную обратную связь. Ребенку с протестным поведением зачастую не хватает положительных эмоций. Постарайтесь построить взаимодействие с ним так, чтобы вы ассоциировались с чем-то положительным. Когда можете, похвалите, скажите о достоинствах ребенка, выразите симпатию к нему. Сразу протестное поведение не уйдет, но основу для лучших отношений вы заложите.
  • Используйте тактику «Говорящая игрушка». Ищите форму для указаний, которую ребенок примет. Простой способ – говорить не своим голосом: изображайте персонажа сказки или мультфильма. Также можно взять игрушку и попросить ребенка сделать что-либо от ее имени. Например, с детскими интонациями произнести: «А ну-ка, собираемся все по-быстренькому». Этот способ работает, но эмоциональных сил на него хватает не у каждого педагога.
  • Давайте краткие указания. Где можно, замените предложение словосочетанием, а словосочетание – словом: «Давайте все скорее соберемся на обед» – «Обед!». Иногда слова можно заменять жестами: например, подзывать жестами и показывать, что пора строиться на обед. Когда даете указания, лучше использовать существительные, а не глаголы: «одежда» вместо «одеваемся».
  • Используйте жетоны. Нарежьте из цветного картона кружочки – жетоны. Выдавайте ребенку жетон каждый раз, когда он быстро и без скандалов выполнил вашу просьбу. Произнесите вслух, за что даете жетон: «Ты сразу и чудесно меня послушал, все сделал, как я просила, вот тебе жетон». Объявите приятную награду за какое-то количество жетонов: например, за 5 жетонов можно будет 20 минут играть в любимую игру, за 10 – на день взять домой одну игрушку из группы.
  • Используйте прием «А спорим…». Вводите в практику работы игровой прием, когда вы «спорите» с детьми, что они не успеют что-то сделать, пока вы досчитаете до 20. Подойдет и другой срок: «Пока я переобуваюсь», «Пока не зазвенит таймер». Это может выглядеть так: «Спорим, вы не уберете эти игрушки, пока я считаю до двадцати. Раз, два, три – ой, наверно, я буду победителем… Ой нет, они убирают еще и еще, а я всего четыре говорю…». Главное – давайте детям выиграть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.