Любознательные почемучки

17.02.2013

 

 

 

Уделяйте достаточно времени познавательным бесе­дам с детьми. Благодаря рассказам, просмотру по­знавательных телепередач, видеофильмов ребенок начинает активно интересоваться животными, кото­рых он видел только по телевизору или на картинке, слушать рассказ воспитателя об океане и о пус­тыне, о Москве - столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также о жизни ди­нозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают ис­тории из жизни воспитателей или других людей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные от­ношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры та­ких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в про­странные и чрезмерно научные объяснения.

Ответы на вопросы детей должны быть правильны­ми по существу, но краткими и выражены просты­ми словами и грамматическими конструкциями.

Четырехлетнему ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Напри­мер, на вопрос «почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг c другом», не вводя абстракт­ное понятие «статическое электричество». Но объясне­ние всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют строить и первые собственные умо­заключения. Нередко они носят фантастический ха­рактер. Иногда эти соображения могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного зако­на природы. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бро­сает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию. В заключение сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, всё будет вниз падать, ес­ли его отпустить?»

Внимательно выслушивайте все рассуждения ре­бенка и не торопитесь вносить в них свои коррек­тивы. В этом возрасте важна не правильность вы­вода, а поддержка самого стремления ребенка рас­суждать и думать.

Проявляйте серьезное уважение к его интеллекту­альному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении размышлений ребенка недопустимы.

Еще одна особенность этого возраста - бурный рас­цвет так называемых фантазий. Именно на пятом го­ду жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с ко­рову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ни­чего такого в этой семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях, и т. п.

К сожалению, подобные рассказы часто квалифи­цируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы по­тому, что они не приносят ребенку никакой ощути­мой пользы. Они не помогают ему избежать наказа­ния, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее назы­вать выдумками или фантазиями. Источники таких фантазий могут быть различны. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действи­тельность. После взволнованного рассказа о совершен­но невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших дома, взрослый спокойно заканчива­ет эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребе­нок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!» Это может быть выражение его за­таенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только погово­рил о такой возможности. Это может быть и безотчет­ное стремление поднять свой авторитет среди сверст­ников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Ес­ли описанные в них события уж чересчур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак раз­мером с корову и никогда о таких не читали. Если ре­бенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фан­тазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок ули­чить ребенка во лжи.

У некоторых детей негромкая речь для себя - так называемое «приборматывание» по ходу деятельнос­ти еще сохраняется и продолжает выполнять функ­ции организации и опережающего планирования де­ятельности.

Нежелательно запрещать детям, негромко прогова­ривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным свя­зям явлений, ребенок именно около 4 лет приобретает способность воображать на основе словесного описания различные миры, например, замок прин­цессы, саму принцессу и принца, события, волшебни­ков и т. п. Отметим, что игра в бытовую ситуацию ­поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и ак­тивизирует его память и репродуктивное воображе­ние, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего вооб­ражения.

Именно в этом возрасте нужно читать и рассказы­вать детям волшебные сказки. Не спешите показы­вать иллюстрации (особенно низкого художествен­ного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает вооб­ражение детей.

Сюжеты игр отражают их собственный опыт, а так­же черпаются из литературы, телефильмов и программ ТВ. Поэтому они постоянно меняются.

Взрослые должны быть морально готовы, что сю­жеты игр детей могут оказаться для них новыми или неожиданными.

В волшебных сказках даны эталонные представле­ния о добре и зле. Такие представления становятся ос­новой формирования у ребенка способности оцени­вать разные поступки.

Читайте детям сказки, в которых отчетливо выде­лены хорошие и плохие герои.

Дети обожают переодеваться и наряжаться.

Обеспечивайте их разнообразными длинными юб­ками, шалями, шляпками, перчатками, веерами, бусами и браслетами, а также плащами, накидка­ми, игрушечным оружием и другими предметами для игр в «волшебный мир».

Некоторые дети с удовольствием представляют се­бя эстрадными артистами, изображают пение с мик­рофоном и танцуют.

Оставляйте время для таких игр и обеспечивайте детей популярной легкой музыкой в аудиозаписи. Музыкальные занятия, как правило, не удовлетво­ряют эту потребность. Кроме того, они проходят не ежедневно.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это - жизне­радостный человек, который преимущественно пре­бывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психиче­ски более выносливы (что связано, в том числе и с воз­растающей физической выносливостью).

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают взрослые.

Необходимо подчеркивать что-то хорошее в каж­дом из детей. Следите, чтобы не было детей, кото­рых больше порицают и негативно оценивают, чем других. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не при всей группе.

Дети играют небольшими компаниями от двух до пяти человек, которые иногда становятся постоянны­ми по составу. Таким образом, появляются первые друзья - те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживаются взаимоотношения и с которыми он охотнее играет.

Участие взрослого в играх детей полезно при вы­полнении следующих условий:

1) дети сами приглашают взрослого в игру или до­бровольно соглашаются на его участие;

2) взрослый предоставляет детям полную свободу выбора, во что они хотят играть, не навязывает им сю­жет игры.

Важно помнить, что развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоя­тельная, организуемая самими детьми деятельность.

В ролевых играх дети часто создают для себя зам­кнутое пространство.

Обеспечивайте детям возможность, используя мебель и ткани, создавать дома, укрытия, «пещер­ки» для этих целей.

Дети обожают путешествия и приключения.

Совершайте прогулки за пределы двора. В теплое время года устраивайте маленькие похо­ды и пикники.

Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экс­курсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые природные уголки. Выводите детей, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей.

Расширяйте представления детей о труде взрос­лых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т. п.

После четырех с половиной лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и циф­рам.

Не тормозите искусственно процесс развития де­тей, но и не форсируйте его. Не следует ставить за­дачу научить их читать как можно раньше. С каж­дым ребенком действуйте, согласуясь с его темпом запоминания и степенью заинтересованности в та­ких занятиях.

Создавая условия для радостного проживания дет­ства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулка в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т. п.

Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты харак­тера ребенка.

Важно воспринимать эти черты именно как следст­вие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности, темперамент и прини­майте каждого ребенка независимо от его поведения. Оценивайте отдельные поступки, а не личность в це­лом.

Ребёнок приходит в мир с доверием к взрослому. Он зависит от нас, он подражает нам, он учится у нас. Он заставляет и нас постоянно учиться. Общение с детьми и проблемы, которые возникают каждый день - условия нашего личностного совершенствования и роста.

 

По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г..