17.02.2013
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Благодаря рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок начинает активно интересоваться животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушать рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве - столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также о жизни динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают истории из жизни воспитателей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения.
Ответы на вопросы детей должны быть правильными по существу, но краткими и выражены простыми словами и грамматическими конструкциями.
Четырехлетнему ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг c другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.
Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Нередко они носят фантастический характер. Иногда эти соображения могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного закона природы. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию. В заключение сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, всё будет вниз падать, если его отпустить?»
Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать.
Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении размышлений ребенка недопустимы.
Еще одна особенность этого возраста - бурный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего такого в этой семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях, и т. п.
К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее называть выдумками или фантазиями. Источники таких фантазий могут быть различны. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. После взволнованного рассказа о совершенно невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших дома, взрослый спокойно заканчивает эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребенок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!» Это может быть выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.
Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Если описанные в них события уж чересчур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак размером с корову и никогда о таких не читали. Если ребенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фантазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличить ребенка во лжи.
У некоторых детей негромкая речь для себя - так называемое «приборматывание» по ходу деятельности еще сохраняется и продолжает выполнять функции организации и опережающего планирования деятельности.
Нежелательно запрещать детям, негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребенок именно около 4 лет приобретает способность воображать на основе словесного описания различные миры, например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Отметим, что игра в бытовую ситуацию поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и активизирует его память и репродуктивное воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения.
Именно в этом возрасте нужно читать и рассказывать детям волшебные сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
Сюжеты игр отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, телефильмов и программ ТВ. Поэтому они постоянно меняются.
Взрослые должны быть морально готовы, что сюжеты игр детей могут оказаться для них новыми или неожиданными.
В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности оценивать разные поступки.
Читайте детям сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
Дети обожают переодеваться и наряжаться.
Обеспечивайте их разнообразными длинными юбками, шалями, шляпками, перчатками, веерами, бусами и браслетами, а также плащами, накидками, игрушечным оружием и другими предметами для игр в «волшебный мир».
Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Оставляйте время для таких игр и обеспечивайте детей популярной легкой музыкой в аудиозаписи. Музыкальные занятия, как правило, не удовлетворяют эту потребность. Кроме того, они проходят не ежедневно.
Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это - жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью).
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают взрослые.
Необходимо подчеркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которых больше порицают и негативно оценивают, чем других. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не при всей группе.
Дети играют небольшими компаниями от двух до пяти человек, которые иногда становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья - те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживаются взаимоотношения и с которыми он охотнее играет.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
1) дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
2) взрослый предоставляет детям полную свободу выбора, во что они хотят играть, не навязывает им сюжет игры.
Важно помнить, что развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
В ролевых играх дети часто создают для себя замкнутое пространство.
Обеспечивайте детям возможность, используя мебель и ткани, создавать дома, укрытия, «пещерки» для этих целей.
Дети обожают путешествия и приключения.
Совершайте прогулки за пределы двора. В теплое время года устраивайте маленькие походы и пикники.
Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые природные уголки. Выводите детей, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей.
Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т. п.
После четырех с половиной лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам.
Не тормозите искусственно процесс развития детей, но и не форсируйте его. Не следует ставить задачу научить их читать как можно раньше. С каждым ребенком действуйте, согласуясь с его темпом запоминания и степенью заинтересованности в таких занятиях.
Создавая условия для радостного проживания детства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулка в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т. п.
Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты характера ребенка.
Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности, темперамент и принимайте каждого ребенка независимо от его поведения. Оценивайте отдельные поступки, а не личность в целом.
Ребёнок приходит в мир с доверием к взрослому. Он зависит от нас, он подражает нам, он учится у нас. Он заставляет и нас постоянно учиться. Общение с детьми и проблемы, которые возникают каждый день - условия нашего личностного совершенствования и роста.
По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г..