17.02.2013
Как следует взаимодействовать с ребёнком этого воз раста?
Сопровождайте все происходящее ясными речевы ми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте собы тия, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.
Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности, что является основой психологи ческого комфорта.
Без помощи взрослого ребенок не может справить ся со многими проблемами. Раздеться - пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.
В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился - не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, со чувствия, защиты и может найти их только у взрос лого.
Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.
Выражайте эмоциональное сопереживание и со чувствие ребёнку. Если это необходимо, пожалейте и утешьте малыша.
Ребенок, как и любой человек, нуждается в под держке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похва лы, кроме как от взрослого.
Одобряйте каждое самостоятельное начинание ма лыша, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.
Основа самоуважения ребенка этого возраста - продолжительные контакты с любящими взрослы ми. Дети начинают ценить себя, если их ценят дру гие.
Уважение к ребенку должно стать нормой жизни.
Обучение в этом возрасте происходит, кроме собст венного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что тот делает: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
Следует отдавать себе отчет в том, какой образец поведения вы показываете детям. Будьте готовы к тому, что они могут копировать все, что делает взрослый, а не только то, что вам хотелось бы.
Если у взрослого контакт с ребенком не сложился, его обучение будет затруднено. В от личие от взрослых, ребенок не разделяет отноше ние к взрослому и отношение к тому, о чем тот рассказывает или чему он учит.
Речью ребенок овладевает только благодаря стара ниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ре бенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в этот момент ему в глаза.
Разговаривайте c ребенком индивидуаль но. Побуждайте его пользоваться речью. Дожи дайтесь ответа. Голос взрослого не должен доми нировать. Речь ребенка еще только формируется. И многое из того, что вы говорите, он просто не по нимает.
Говорите короткими предложениями и употреб ляйте более простые речевые конструкции.
Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Давайте четкие инструкции по поводу желательно го поведения. Не пускайтесь в долгие разъяснения.
В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - ребенка вводят также взрослые.
Читайте и рассказывайте ребёнку о разных вещах и событиях. Не жалейте на это времени.
Дети любят повторения: они с удовольствием мно го раз слушают одну и ту же сказку, любят петь зна комые песни, повторять знакомые действия. Для ма ленького ребенка короткая сказка, незамысловатая история - новый необыкновенный мир, возникший на основе ваших слов. Он хочет снова оказаться в нем, аналогично тому, как вы несколько раз смотрите лю бимый фильм.
Многократно повторяйте стихи, сказки, истории. .
Не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если ребёнок еще не до конца освоил предыдущее, и оно ему не надоело.
Каждый человек нуждается в приятных прикос новениях и контактах с другими людьми, а малень кие дети - особенно. Выраженность этой потребнос ти индивидуальна и отличается у разных детей, как и у взрослых.
Помните, что время от времени ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы его погладили, слегка приоб няли, позволили прижаться.
Важная особенность детей 2-3лет - высокая чувствительность, поскольку механизмы физиологи ческой саморегуляции организма недостаточно сфор мированы. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффек тивности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жар ко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит тесная обувь, тугие резинки колготок или пояса брюк, ленты и заколки в прическе, возникло раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п.
Взрослый должен быть уверен, что ре бенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит.
Ребенок быстро эмоционально заражается и легко переключается с одной эмоции на другую.
При бурных проявлениях эмоций ребенка попы тайтесь вызвать у него другое состояние, спокойно переключив внимание малыша.
Если ребенок полюбил кого-то из взрослых, то он нередко начинает ревновать его к другим детям в семье.
Уделяйте всем детям равное внимание. Ласково об ращайтесь с ними и никогда не теряйте терпения и самообладания.
Ребенок еще не различает живое и неживое. Взрос лому необходимо постоянно демонстрировать разные образцы поведения по отношению к живым и нежи вым объектам. Попытку разобрать живую бабочку на части нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы на части - это его способ познания мира.
Нужно давать ребёнку как можно больше разборных игрушек и предметов из взрослого обихода, кото рые можно разобрать.
Сверстник для малыша малозначим и нередко ста новится источником конфликтов из-за игрушек или внимания взрослого.
Игрушек должно быть больше, если в семье несколько детей. Наиболее популярные следует иметь в нескольких экземплярах.
Необходимо устанавливать четкие правила жизни в семье. Введите право неприкосновенности лич ной собственности с момента появления ребёнка в семье.
Ребёнок приходит в мир с доверием к взрослому. Он зависит от нас, он подражает нам, он учится у нас. Он заставляет и нас постоянно учиться. Общение с детьми и проблемы, которые возникают каждый день - условия нашего личностного совершенствования и роста.
По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г..