Очаровательные малыши

17.02.2013

 

 

 

Как следует взаимодействовать с ребёнком этого воз­ раста?

 

Сопровождайте все происходящее ясными речевы­ ми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте собы­ тия, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.

Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности, что является основой психологи­ ческого комфорта.

 

Без помощи взрослого ребенок не может справить­ ся со многими проблемами. Раздеться - пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.

 

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился - не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, со­ чувствия, защиты и может найти их только у взрос­ лого.

 

Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.

 

Выражайте эмоциональное сопереживание и со­ чувствие ребёнку. Если это необходимо, пожалейте и утешьте малыша.

 

Ребенок, как и любой человек, нуждается в под­ держке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похва­ лы, кроме как от взрослого.

 

Одобряйте каждое самостоятельное начинание ма­ лыша, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.

 

Основа самоуважения ребенка этого возраста - ­ продолжительные контакты с любящими взрослы­ ми. Дети начинают ценить себя, если их ценят дру­ гие.

 

Уважение к ребенку должно стать нормой жизни.

 

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собст­ венного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что тот делает: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

 

Следует отдавать себе отчет в том, какой образец поведения вы показываете детям. Будьте готовы к тому, что они могут копировать все, что делает взрослый, а не только то, что вам хотелось бы.

 

Если у взрослого контакт с ребенком не сложился, его обучение будет затруднено. В от­ личие от взрослых, ребенок не разделяет отноше­ ние к взрослому и отношение к тому, о чем тот рассказывает или чему он учит.

 

Речью ребенок овладевает только благодаря стара­ ниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ре­ бенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в этот момент ему в глаза.

 

Разговаривайте c ребенком индивидуаль­ но. Побуждайте его пользоваться речью. Дожи­ дайтесь ответа. Голос взрослого не должен доми­ нировать. Речь ребенка еще только формируется. И многое из того, что вы говорите, он просто не по­ нимает.

 

Говорите короткими предложениями и употреб­ ляйте более простые речевые конструкции.

Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Давайте четкие инструкции по поводу желательно­ го поведения. Не пускайтесь в долгие разъяснения.

 

В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - ребенка вводят также взрослые.

 

Читайте и рассказывайте ребёнку о разных вещах и событиях. Не жалейте на это времени.

 

Дети любят повторения: они с удовольствием мно­ го раз слушают одну и ту же сказку, любят петь зна­ комые песни, повторять знакомые действия. Для ма­ ленького ребенка короткая сказка, незамысловатая история - новый необыкновенный мир, возникший на основе ваших слов. Он хочет снова оказаться в нем, аналогично тому, как вы несколько раз смотрите лю­ бимый фильм.

 

Многократно повторяйте стихи, сказки, истории. .

Не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если ребёнок еще не до конца освоил предыдущее, и оно ему не надоело.

 

Каждый человек нуждается в приятных прикос­ новениях и контактах с другими людьми, а малень­ кие дети - особенно. Выраженность этой потребнос­ ти индивидуальна и отличается у разных детей, как и у взрослых.

 

Помните, что время от времени ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы его погладили, слегка приоб­ няли, позволили прижаться.

 

Важная особенность детей 2-3лет - высокая чувствительность, поскольку механизмы физиологи­ ческой саморегуляции организма недостаточно сфор­ мированы. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффек­ тивности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жар­ ко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит тесная обувь, тугие резинки колготок или пояса брюк, ленты и заколки в прическе, возникло раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п.

 

Взрослый должен быть уверен, что ре­ бенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит.

 

Ребенок быстро эмоционально заражается и легко переключается с одной эмоции на другую.

 

При бурных проявлениях эмоций ребенка попы­ тайтесь вызвать у него другое состояние, спокойно переключив внимание малыша.

 

Если ребенок полюбил кого-то из взрослых, то он нередко начинает ревновать его к другим детям в семье.

 

Уделяйте всем детям равное внимание. Ласково об­ ращайтесь с ними и никогда не теряйте терпения и самообладания.

 

Ребенок еще не различает живое и неживое. Взрос­ лому необходимо постоянно демонстрировать разные образцы поведения по отношению к живым и нежи­ вым объектам. Попытку разобрать живую бабочку на части нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы на части - это его способ познания мира.

 

Нужно давать ребёнку как можно больше разборных игрушек и предметов из взрослого обихода, кото­ рые можно разобрать.

 

Сверстник для малыша малозначим и нередко ста­ новится источником конфликтов из-за игрушек или внимания взрослого.

 

Игрушек должно быть больше, если в семье несколько детей. Наиболее популярные следует иметь в нескольких экземплярах.

Необходимо устанавливать четкие правила жизни в семье. Введите право неприкосновенности лич­ ной собственности с момента появления ребёнка в семье.

 

Ребёнок приходит в мир с доверием к взрослому. Он зависит от нас, он подражает нам, он учится у нас. Он заставляет и нас постоянно учиться. Общение с детьми и проблемы, которые возникают каждый день - условия нашего личностного совершенствования и роста.

 

 

 

По материалам книги Якобсон С.Г. «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», 2006 г..